Паландокен
Валерий Знаменский:
Поездки в Турцию на море (Анталия) и за шмотками (понятно куда) стали для нас, российских
граждан, обычным делом. Но когда меня два года назад спросили о горнолыжных курортах в Турции - в
ответ я был готов крутить пальцем у виска. Понятное дело, сработали стереотипы: южная страна,
теплый климат и т.д. И только имевшийся опыт катания практически во всех среднеазиатских
республиках бСССР подсказал, что лучше бы пальцем не крутить.
Короче, получилось так, что два сезона в 96 и 97 году мы всей семьей катались именно в Турции, в
местечке Паландокен под Эрзурумом. Оказалось, что Паландокен, с точки зрения транспорта, наиболее
близкий к Москве курорт. Чартер до Эрзурума (Ш-1, Трансаэро, В-757, доплату за лыжи не берут) летит
2.5 часа. За 1 час 40 мин долетает до Сочей, потом берет курс на Трабзон, пересекает Ч. море, и
после Трабзона уже заходит на посадку в Эрзурум. Аэропорт Эрзурума - это бывшая натовская авиабаза,
поэтому никаких прелестей типа Duty Free и обмена валюты там нет. За $10 Вам клеят марку-визу,
ставят печать - и на автобус. Самолет тем временем уже уходит обратно в Москву. Ходу на автобусе до
отеля Dedeman - минут 20. Отель вроде бы 4*, но звезды это турецкие, поэтому реально, конечно, три.
Хотя все на месте - телефон, телевизор, минибар, санузел, естественно. Кормежка в отеле четыре раза
в день: завтрак, обед, ужин, полдник, все это путем шведского стола. Сразу нужно учесть, что
выпивка в отеле стоит безумных денег (бутылка Jonnie Walker Red Label 0.7L -$80), поэтому
стратегические напитки лучше брать в Ш-1 в Duty Free. За пивом ($0.5 за банку 0.5 л можно и в город
смотаться. Везде, кстати, с удовольствием берут доллары вместо турецких смешных денег (125 000 за
доллар!).
Даже в аэропорту сразу же чувствуется высота - город расположен на отметке 1800. Отель - на
отметке 2450. Все основное катание происходит в интервале высот от 2450 до 3125. Действующих
подъемников всего пять, из них:
- один детский - метров 200 длиной;
- один бугель - 800 метров;
- две парнокресельных дороги;
- одна одиночная креселка.
Бугельный и детский подъемники начинаются прямо у отеля, а до остальных можно доехать на лыжах.
Трасс, в принципе, немного. Самый базовый спуск начинается с вершины Ejder (3125), куда можно
добраться на одноименной парнокресельной дороге за 15 мин. Непосредственно на вершине раположена
довольно больших размеров телевизионная башня - на самом деле, бывшая натовская станция
радионаблюдения и перехвата (т.н., "несбиваемый АВАКС"). Практически вся верхняя половина спуска
Ejder турками размечена как "черная", хотя особых проблем там не возникает. Мы спускались даже с
детьми, хотя, конечно, аккуратно. Существуют и две трассы в обход "черных" участков, но это, по
сути, просто лыжни, а не спуски. Нижняя половина спуска Ejder - широкий, хорошо укатанный цирк.
Спуск по нему - просто в кайф. Чуть ниже вершины Ejder, на высоте 2930 расположены верхние станции
двух других канаток: "Юг" и "Fatih". Спуск вдоль "Юга" представляет из себя желоб длиной около 1.5
км. Нормальная трасса для спокойного семейного катания, хотя довольно занудная. Подъем на "Юге"
занимает 12 - 13 мин. Одиночная креселка "Fatih" начинается на отметке 2100 (ниже отеля), имеет
промежуточную станцию напротив отеля и проходит через всю зону катания. Подъем на ней занимает
минут 25. Обычно все спуски укатываются, но всегда можно найти и целину.
Одним из самых неприятных моментов в Паландокене является погода. То ли из-за большой высоты, то
ли просто по природе этого места. Погода там страшно неустойчивая, причем в худшую сторону,
естественно. Обычным явлением здесь считается сильный ветер. Постоянно через вершину Ejder прет
облачность, часто со снегом. В общем, за неделю половина дней получается со снегом, ветром и
облачностью, половина более-менее нормальных. Поэтому нужно быть готовым к большим дозам катания в
"молоке" на ощупь, сосулькам на лице и прочим прелестям (тут-то и помогают стратегические напитки).
Зато проблем со снегом, вроде-бы, не бывает. Снега в конце марта - завались, даже слишком.
Но у такой погоды появился и еще один крупный минус - в этом году турки повадились вырубать
подъемники. Поскольку оплата подъемников входит в путевку, турки не наблюдают живую денежную
наличность. Поэтому стоит ухудшиться погоде - они в первую очередь выключают все креселки,
поднимающие наверх, и оставляют один бугель, на котором, в общем-то, нормальным людям бесконечно
скучно. Опять-таки, очередь образуется. Несколько раз выключали и его под предлогом сильного ветра
и нашей безопасности. Надо сказать, что за два сезона не было ни одного момента, когда
действительно было бы стремно из-за плохой видимости, ветра, и т.д. Кататься можно практически все
время, только одеваться соответствующе.
Плюс к этому, турки, похоже, совсем не понимают толка в подготовке трасс и пользовании техникой.
Там, где склоны пологие и проблем особых нет, - там ратраки шлифуют трассы почти круглые сутки. Там
же, где трассы покруче, и, по идее, их нужно качественно готовить, - там ратрак пройдет одной
колеей раз в два дня - и привет. Более того, в конце дня ратрак идет по нормально раскатанным
участкам и сгребает на них ножом свежий снег. Поэтому потом получается какая-то непонятная мешанина
под ногами - вроде бы трасса жесткая, но присыпана мягким снежком. Короче мура какая-то.
Немного о ценах. Путевка в сезон 1997 г. на взрослого стоила $655 (неделя в 2-х местн. номере),
на ребенка $380, страховка по $8 с человека. Прокат $10 в день за комплект, но никаких проблем с
перевозкой лыж не возникает - денег в самолете не брали. Из оборудования в Турции лучше ничего не
покупать, т.к. все дороже раза в 2 минимум по сравнению с Москвой. Минута разговора по телефону с
Москвой стоит около $3. Местные цены на шмотки, золото, и т.д. всем хорошо известны, но Эрзурум в
этом смысле не самое оптимальное место. Желающих могут отвезти на шоппинг в Трабзон ($50).
Совершенно экзотическое удовольствие - культпоход в турецкую баню ($20). Организован он чисто
по-совковому, поэтому могут быть трудности. Дело в том, что баня в Турции чисто мужская.
Следовательно, для нас все это дело организуется в совмещенном варианте. То есть мужики в плавках,
тетки в купальниках. Это необходимо твердо усвоить и не забыть уточнить у гида. Гид как раз может и
забыть Вас предупредить.
Еще один немаловажный аспект - медицина. Естественно, у всех есть страховка, которая в
критических ситуациях, не приведи Господь, нормально срабатывает. Но по-мелочам типа простуды,
растяжений и т.д. на местную медицину лучше не рассчитывать и кое-какие средства иметь с собой.
Строго обязательно нужно иметь солнцезащитный крем, и чем мощнее - тем лучше. Солнце страшно
злобное даже в облачные дни, т.к. высота и южная широта. Особо это относится к детям, которые без
защиты уже на второй-третий день представляют из себя достаточно грустное зрелище.
В общем и целом, Паландокен на один-два порядка лучше всех наших курортов типа Чегета,
Чимбулака, Карпат уровнем предлагаемого сервиса, а я был почти веэде и могу сравнить. Поэтому для
начала имеет смысл. Но после французких или австрийских курортов, мне кажется, ехать в Турцию стоит
только из соображений экономии.
|