На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Кран-Монтана-Аминона и Лойкербад

Вадим Косолапов aka evil_nn (Сайт автора: http://duskrider.narod.ru/)

В рамках исследования близлежащих к Вербье горнолыжных курортов 18 января поехали в местечко Кран - Монтана. Для этого из Ненда нужно спуститься в долину, через Сьон выехать на параллельную автобану дорогу и проехать по ней на восток 9 км до нужного поворота. Потом - довольно длительное карабканье в гору через бесчисленные маленькие посёлки на высоту 1500м. По дороге попалась группа российских лыжников, ждущих на остановке скибус. Их национальная принадлежность легко вычислилась по упавшим на грудь челюстям и свёрнутым на 180 шеям при виде нашей машины с российскими номерами.

Первую нижнюю станцию подъёмника в Crans я проехал, не останавливаясь - нигде не было видно парковок. Были только указатели на платные многоэтажные гаражи. В Монтане ситуация повторилась, и, сделав крюк, нам таки пришлось заехать в один из них. В принципе, цена оказалась не страшной - сейчас уже не помню, какие там скидки были после первого часа, но за 5 часов обошлось что-то около 5-6 cfr.

Кран-Монтана располагает 160 км трасс на высотах от 1500 до 3000м. Здешняя карта склонов мне активно не нравилась ещё на стадии перелистывания атласа, надеялся, что на месте найдётся какой-нибудь более радующий глаз вариант. Не нашлось. Загрузились в кабинку 22 лифта, идущего до гребня Cry d’Er (2267м) с одной промежуточной станцией, и принялись смотреть по сторонам. В Монтане со снегом было совсем плохо, по крайней мере, внизу. Этот склон долины - солнечный, и нижних трасс просто не было - трава, земля, никаких намёков на снег. Только после подсадки появилось хоть сколько-то снега, позволяющего подъехать на лыжах к станции. Даже из окошка кабины было видно, как насыщена водой поверхность трассы.

Тем временем солнышко куда-то спряталось, и это было хорошо - хотя бы на высотах от 2 км снег остался достаточно сухим. Развернув трудно читаемую карту, стали разбираться, где тут что, и как. Сразу скажу, что особенности данного региона были прочувствованы только в процессе катания, а неудачное исполнение схемы не позволило кое в чём разобраться без практики на месте. Итак, Кран-Монтана фактически состоит из трёх несколько обособленных лыжных зон. Слева это Crans-Montana, куда попасть из соседнего, расположенного посредине Barzettes-Violettes, можно на единственном кресле номер 8. Aminona расположена справа, и обмен лыжниками с лежащим посередине Barzettes-Violettes происходит по двум синим полкам. Есть ещё односторонний красный вариант, но в данной ситуации со снегом он исключался.

Кран-Монтана. Карта склонов.
Кран-Монтана. Карта склонов.

В верхней части склона непосредственно под 22 подъёмником из Монтаны на Cry d’Er - три варианта красной трассы, которые после сброса примерно 200 м по высоте сходятся в узкую щель. Этот самый интересный участок обслуживает коротенькая креселка 27, здесь и катается подавляющее большинство народа в этой части региона. После узости можно поехать либо полкой к промежуточной станции яиц 1, либо в другую сторону к промежуточной станции 22-го подъёмника.

Влево от станции Cry d’Er отходят сразу три бугеля (догадаться по схеме, что это так, невозможно), идущих почти параллельно и вплотную друг к другу вдоль практически плоских синих трасс. Это даже не для чайников - это для тех, кто первый раз встал на лыжи, а также для лиц старше 85 и младше 2 лет.

Вправо - если немного пройти по гребню, то можно по двум интересным красным трассам спуститься под 8-м подъёмником до его нижней станции. Ниже - опять таки были проблемы со снегом. Если продолжить подъём с Cry d’Er , то маятник 40 доставит вас на вершину Bella Lui (2543м). Впрочем, есть альтернатива в виде очень длинного (1,5км) бугеля 41. Спуск с Белла Луи вдоль этого бугеля - один из самых интересных в регионе. Верхняя часть значительной крутизны, затем склон постепенно выполаживается. Что ценно - вся трасса полуторакилометровой длины просматривается сверху донизу, и на неё нет выходов с других спусков. Поэтому можно, не опасаясь, мочить с любой скоростью. Народ почему-то тоже не особо сюда рвётся - может, из-за бугеля?

Скалки в Монтане в районе Les Violettes
Скалки в Монтане в районе Les Violettes

Если продолжать движение дальше, то по другую сторону Белла Луи, после короткого (но приятного) спуска и подъёма на связующем бугеле 42 попадаешь в следующую долину. С чёрной трассы (не впечатлила) хорошо виден идущий по дну ущелья спуск с ледника Plaine Morte, самый длинный в регионе. В Les Violettes на 2250 м сходятся сразу 4 подъёмника, поэтому тут такая мешанина входов и выходов (считая ещё и два ресторана), что мы с первого раза промахиваемся мимо входа на станцию маятника на ледник. Карабкаться пешком на 6-7 метровый бугор лень, поэтому делается ещё один спуск вниз. Много неудобств доставляет то обстоятельство, что трассы тут не нумеруются. Ниже Les Violettes минимум десяток развилок, и довольно сложно понять, куда надо поехать, чтобы попасть на нужное кресло, а не уехать случайно в самый низ. Состояние склонов очень плохое, почти везде мокрые грязные пятна, особенно на открытых солнцу участках трасс. Некоторые спуски закрыты.

Со второй попытки уезжаем на ледник. Очень длинный подъёмник, значительная часть пути проходит горизонтально, а трос провешен через два хребта. Сверху видно, что здесь можно поиметь некоторое количество фрирайда, забираясь траверсом на стенки ущелья, и потом возвращаясь вниз, на трассу. Верхняя станция маятника на леднике на высоте 3000 м, есть ресторан. Поблизости есть три коротких бугелька, с перепадом буквально в 100 м. Зато здесь есть настоящая, сухая целина, и мы старательно расписываем следами проходы между камнями сбоку от 58-го бугеля. Ледник абсолютно плоский и напоминает скорее замёрзшее озеро, по нему проложена длинная лыжня для беговых лыж.

Начало спуска в долину не вдохновляющее - километровая, наверно, плоская полка. Зато потом идут довольно крутые и интересные участки. В нижней части трасса опять становится пологой, и в неё с боков вливаются ответвления. Немного странно, что фактически ключевая креселка 55 всего лишь двухместная и медленная. Поэтому даже при сегодняшнем незначительном количестве народа там всегда толпится 8-10 человек на посадку.

Самая правая часть курорта - Aminona - ничем особенным не запомнилась. Верхняя часть там простая, а вниз, как водится, съехать было проблематично. Чёрный спуск вдоль 82 подъёмника La Toula тоже не заслуживает внимания, он очень узкий на всей длине, буквально метра 4, а сам подъёмник, видимо, был задуман для связи между собой частей курорта.

В первой половине дня, когда мы лазили вокруг Cry d’Er, обратил внимание на нитки подъёмников на том же склоне долины, только километрах в 3-4 западнее. Решил дома выяснить, что это за место, т.к. подъёмников было довольно много, а нам завтра предстоял ещё один день катания.

На обратном пути решил сумничать, и поехал не проверенной дорогой, а по указателям на Сьон. Долго кружили по стенам ущелья, дотошно повторяя все капризы рельефа. Здесь первый раз в Швейцарии навигатор впал в ступор, не видел никакой дороги и советы подавал исключительно дурацкие. В итоге в Сьон мы приехали, изрядно поколесив по каким-то абсолютно захолустным узеньким дорожкам.

Вид на Сьон.
Вид на Сьон.

В самом Сьоне над городом доминируют два утёса. На одном есть развалины замка, на другом - готический собор 12-13 века, примечательный тем, что в нём находится самый старый в мире действующий оргАн. Во время осмотра служитель не отходит от тебя ни на шаг, видимо, искренне считая, что туристы спят и видят, как бы исхитриться и, наконец, сломать музыкальный инструмент. С утёса открывается очень неплохой вид на город. В дополнение к экскурсиям пару часов жизни в тот день пожертвовали на шопинг.

Вечером устроили у друзей барбекью в их апартаментах - чтоб камин не простаивал. У них было неприлично просторно - дело в том, что изначально с ними собиралось ехать на два человека больше. В общем, раздавили пару бутылок французского ординарного коньяка, но зато с указанием прямо на этикетке виноградника происхождения. С удовольствием съели мясо, посмотрели друг у друга отснятые видеоматериалы. За разговорами вечер пролетел незаметно, домой вернулись уже за полночь.

На следующий день лил дождь. Но мы верили, что нам повезёт, и отправились искать снега для начала на другую сторону долины, в Anzere. Это то самое место, подъёмники и трассы которого мы вчера наблюдали со склонов Кран-Монтаны. Заезд туда через Сьон, потом довольно долго взбираться по серпантину в гору. И вот я у кассы. Всё закрыто напрочь из-за погоды - дождь дуром льёт и тут. В лотках возле кассы нет даже бесплатных карт, остаётся только возможность изучать большой плакат со схемой трасс, вывешенный за стеклом. 40 км трасс на высотах от 1420 до 2500 м, 13 разных подъёмников. В общем-то, неплохо, жаль, что сегодня мы в пролёте.

Анзер. Схема склонов.
Анзер. Схема склонов.

После первой неудачи жена малодушно заводит песню о том, что метеоусловия на большей части юго-западной Швейцарии сильно не отличаются, что нефиг сегодня на горе ловить, что в Сьоне осталось ещё парочка замечательных необследованных магазинчиков и т.д. Но я полон оптимизма и бескомпромиссен. Не давая жене развить свои идеи в полный рост, я рву вниз по серпантину, давя в зародыше даже возможность рассуждений о том, чтобы в последний день пребывания в Швейцарии остаться без горных лыж.

Выезжаем на автобан и едем на восток, держа в голове ещё одно знакомое по атласу курортов название: Лойкербад (Leukerbad). Через 18 км от Сьона автобан заканчивается, и ещё через 8 км мощных дорожно-строительных работ по продлению этого самого автобана доезжаем до Лойка, где сворачиваем налево, на дорогу, резко поднимающуюся в горы. Ущелье, ведущее в Лойкербад, потрясает своими живописными видами. Многочисленные водопады, падающие с отвесных скал, мостики через глубокие ущелья - всё это даже в дождливую туманную погоду выглядит просто завораживающе.

Панораму окружающих Лойкербад гор перепутать с другим местом невозможно. Левая сторона ущелья - гигантские скальные башни-бастионы, нависающие над посёлком. Туда ведёт единственный гондольный подъёмник, а спуска на лыжах обратно нет. Видимо, он предназначен для любителей видов. Правда, тогда непонятна роль малюсенького бугелька, на схеме показанного возле верхней станции гондолы.

Воды вокруг очень много...
Воды вокруг очень много...

В самом Лойкербаде для автомобилистов станция расположена неудачно: из парковки придётся подниматься в ботинках и с лыжами вверх на 3-4 этажа. Я сначала иду на разведку налегке. Народу практически никого, но схема показывает, что вверху региона работает 4 подъёмника и открыто 5 трасс. Решаю проехать около 3-4 км до другой нижней станции, расположенной в стороне от посёлка - это Флашен (1540м). Хотя дождь перестал, воздух пропитан влагой, висит мокрая взвесь. Количество воды вокруг просто огромно. На подъезде к нижней станции подъёмника наблюдаем поток, льющийся сверху прямо на дорогу - видимо, дренажная система то ли засорилась, то ли уже не справляется. Парковка возле подъёмника оказывается платной - 5 франков. Покупаем послеобеденные скипассы и поднимаемся наверх. Нижние трассы отсутствуют - трава и земля.

Лойкербад. Схема трасс.
Лойкербад. Схема трасс.

Сплошной снег появляется только после промежуточной станции на 1920 м. На ключевой станции региона - Риндерхютте - несмотря на высоту 2340, снег по-прежнему мокрющий, хоть снеговиков лепи. Над головой пролетают клочья низких туч, иногда выглядывает солнце, гора завалена свежим целяком, а народу на лыжах, кроме нас - 2-3 человека! При дальнейшем подъёме на бугеле выясняется, что граница сухого снега волшебным образом проходит буквально 100 метрами выше Риндерхютте. И, хотя сильно крутых горок в зоне работающих подъёмников нет, я испытываю просто щенячий восторг, на пару с женой расписывая доступные склоны. Удовольствие портит только плоское освещение. Солнце выглядывает лишь изредка, и все попытки поймать момент для фотографирования заканчиваются бесполезной тратой времени - облака над головой двухслойные, и вычислить момент, когда окно в быстро несущейся низкой пелене совпадёт с прорехой в верхнем слое туч, невозможно. К сожалению, слишком короткий список открытых спусков не позволил оценить в полной мере возможности трассового катания в регионе. Насчёт внетрассового показалось, что тут есть где развернуться - кататься можно практически по всей горе выше границы леса, а трассы занимают лишь малую часть её площади.

Скалы в Лойкербаде
Скалы в Лойкербаде
Водопад в долине
Водопад в долине

Очень забавными были спуски по мокрому отратраченному вельвету. Лыжи можно было держать только на кантах, потому что при плоском ведении они ехать просто отказывались. Лучший способ обучения карвингу новичков! :о)) Даже просто в момент перекантовки, стоило чуть замешкаться, лыжи под тобой ощутимо дёргались.

Часам к 16 мы накатались и отправились домой. Выезжали от подъёмника другой дорогой, через чрезвычайно колоритный тоннель - узкий, шириной в одну машину. Стены внутри были необработанны, со стен и потолка струилась вода, единственная на всю пещеру лампа почти ничего не освещала. Не хватало только гоблинов.

Счётчик показал, что расстояние от Лойкербада до Ненда - 51,4 км. Вечер прошёл в сборах, завтра с утра предстояла дальняя дорога...

Ссылки на сайты курортов:

Подробности про обратную дорогу и другое можно посмотреть у меня на сайте:
http://duskrider.narod.ru/swiss2007-2.html

Отзывы и комментарии Подписаться на отзывы

Для того, чтобы добавить свой отзыв, вы должны быть авторизованы на сервере

swissmaker (14 Сентябрь 2007, Пт., 16:46)

Привет Вадим
Спасибо за очередной интересный отчет

Ты писал:
>>Правда, тогда непонятна роль малюсенького бугелька, на схеме показанного возле верхней станции гондолы.

Это не бугель. Это 600-метровая гондола на ту сторону перевала Гемми
Зона хайкинга, беккантри и беговых лыж
Оттуда есть очень живописный вандерунг-кросскантри маршрут в Кандерштег

http://www.gemmi.ch/pendelbahn.html

Ioprst (14 Сентябрь 2007, Пт., 18:05)

Кандерштег, это ведь где на тележки машинки сажают, чтобы попасть со стороны Итерлакена? там же вроде и катание есть какое-то?

swissmaker (15 Сентябрь 2007, Сб., 15:17)

Да. Соверш верно. Местечко красивое
http://www.kandersteg.ch/english/sport/ski.html
Только теперь нов тунель прорыли. Подлиней. Чтоб из Цюриха в Валис быстрее было. Прокопали напрямки из Фрютигена в Висп
http://www.blsalptransit.ch/en/frameset_e.htm
9 дек откроют по нему регулярное движение

hobot ( 2 Ноябрь 2007, Пт., 00:03)

Да... опять молодец что написАл отчет :) а я так и не заставил себя это сделатьпосле аналогичной поездке на авто в 2006 году, тогда со снегом кстати было горазно лучше :))

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2016

Вход | Регистрация