На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Четыре долины в Швейцарии
(Вербье, Ненда, Тион, Вейсона, Ла Цума)

Вадим Косолапов aka evil_nn (Сайт автора: http://duskrider.narod.ru/)

14.01. - 17.01.2007 г.

Одна из любимых тем для дискуссий при обсуждении Вербье - плюсы и минусы проживания в разных поселках 4 Долин. Если говорить про Ненда, где жили мы: довольно большой поселок, с развлекаловом порядок - больше десятка кафешек, ресторанов и т.д.. Три супермаркета. Минус один - довольно гиморный доступ в зоны катания как Вербье, так и Тион/Вейсона. Все время нашего пребывания единственный переход План дю Фо был закрыт, как следствие - необходимость ездить на скибусе (ходит каждые 30 мин) в Сивьез. Правда, лично нас с машиной это не касалось. Вторая проблема, вытекающая из расположения - если катаешься в Вербье в плохую погоду, то при закрытии верхних подъемников Col des Gentianes и Chassoure (это вполне реально, при нас закрывали) оказываешься в полной жопе - возвращение назад только через долину на такси, 40 км. Понятно, что обойдется это недешево. Как вариант, возможно, конечно, преодолеть пешком перепад в 200 с лишним метров вверх вдоль кресла 118 Lac des Vaux 3,но еще неизвестно, что хуже.

Схема трасс в Четырех долинах
Схема трасс в Четырех долинах

Поначалу я хотел взять объединенный скипасс Вербье чуть ли не на всю неделю - все-таки к этому месту у меня было несколько трепетное отношение, да и 400 км трасс внушали уважение. Слава богу, жена отговорила. В общем, решили взять на первые два дня пропуск на зону катания Printz, вдумчиво поизучать левую половину карты, а там видно будет. Граница зоны действия Printz - подъемник из Tortin. Все, что левее, + Ненда, + несколько местечек в соседних долинах, включено в пропуск. Скипассы длительностью свыше 3 дней здесь, как и во Флимсе, приходится покупать навсегда. Наши смарткарты из Флимса ожидаемо ажиотажа не вызвали и к перепрограммированию оказались непригодны.

С утра, исполненные предвкушений, отправились к нижней станции подъемника без машины. Как выяснилось, зря. В целом, в Вербье со снегом ситуация оказалось гораздо худшей, нежели на курортах восточной Швейцарии, и его нехватка ощущалась везде. Единственный переход, соединяющий Ненду с остальным лыжным ареалом, был наглухо закрыт именно из-за недостатка снега. Поэтому на скибусе, который ходит каждые полчаса, отправились в Сивьез. Ехать минут 15. Сивьез - фактически узловая станция 4 долин. Оттуда прямо вперед по ущелью уходит креселка в Tortin, доставляющая лыжников к нижним станциям подъемников на Chassoure и Col des Gentianes, направо - две очереди лифта на злополучный закрытый План дю Фо, а слева - путь через Греппон Бланк к склонам в Вейсона и Thyon.

Уехали туда и в течение дня педантично прокатились по всем отмеченным на схеме трассам, кроме, разве что, самого нижнего участка в Les Masses, на котором тупо не было снега. Впечатления следующие: самые классные - красные спуски в Veysonnaz и Mayens-de-L’Ours, особенно второй. Даже несмотря на то, что в нижней части был абсолютный лед, отожгли нереально. Широкая трасса в лесу, чередование классных крутяков и выполаживаний. Недурна красная вдоль бугеля 17 Cheminee и бугеля 38 Muraz. Черная с вершины Etherolla не понравилась вовсе - огромные жесткие бугры и к тому же заметный боковой уклон в верхней части. Вся середина лыжного ареала в Thyon - фактически гигантский лягушатник для лыжников разной степени чайниковости.

С точки зрения же внетрассового катания показалось, что с ним в этой части региона очень и очень слабо - все свободное место занято трассами, в лес ниже Thyon соваться а) - запрещено, б) - не больно-то и хотелось, с виду ничего хорошего. Можно чуть-чуть поупираться в верхней части спуска с Etherola в сторону Les Masses, но далеко уйти не получится из-за того же бокового уклона, если только нет желания потом выбираться пешком. Зато показалось, что можно отлично прохватить по целине (при наличии оной :о(), если, возвращаясь по красной с Etherolla в сторону Сивье, свалиться с нее вправо - как раз это место на фотографии.

Вид на склоны долины с Etherola
Вид на склоны долины с Etherola

При этом в итоге выедешь на проходящую ниже тропу, ведущую в обратном направлении.

Невнятно красные трассы в районе Mont Rouge, как показалось, сделаны как бы «от нечего делать»/ Ну то есть, коль уж бугеля для связи долин поставлены, то почему бы для разнообразия не разметить парочку никаких горок? Впрочем, к черным спускам вдоль Греппон бланк 3 и 2 это не относится. Ну и еще одна горочка порадует при возвращении - красная, ведущая в Сивье вдоль кресла 63 Новелли. Именно на ней тренировалась местная горнолыжная секция.

В итоге как-то неожиданно получилось, что за один день мы успешно откатали чуть ли не треть трасс «великого и ужасного» Вербье. Соответственно, встал вопрос, чем заполнить второй день действия скипасса Printz. Внимание привлекла врезка в левом верхнем углу общей карты - некий регион Эволен, также включенный в скипас. Можно было разглядеть несколько красных и черных трасс, что, в общем-то, было достаточно, чтобы занять себя на 2-3 часа.

Договорились с друзьями с утра отправиться на местный подъемник из Ненда (1400м) на Tracouet (2200м), а после обеда уехать в Эволен. Переход через Plan du Fou снова был закрыт, как, впрочем, и Мон Желе и Мон Фор. Поэтому катание до обеда предстояло строго локальное. Парковка перед станцией оказалась платной - отдал автомату за 2 часа 2cfr.

Домашняя горка, кстати, оказалась очень неплохой. В связи с тем, что склоны здесь сугубо теневые, недавнее потепление и яркое солнце не оказали заметного влияния на состояние снега - трассы были в очень хорошем состоянии, умеренно жесткие. Людей по сравнению с тем же Тьоном на порядок меньше, и мы мочили, как хотели. Красная трасса, начинающаяся от верха бугеля 55 Dent, идет в самый низ и очень к этому располагает.

По просьбе друзей в меру собственного умения помониторил их катание и попытался поработать над их ошибками. Время тянулось медленно, позже выяснилось, что основная причина крылась в моих остановившихся часах. Когда мы это обнаружили, то поломились вниз, как лоси - у меня уже имелся опыт оплаты штрафов за просроченную парковку, во-первых, и во-вторых, дальнейшие планы не оставляли свободного времени. Лишние полчаса паркинга остались безнаказанными, погрузились в машину и отправились в Эволен.

Перемещение на машине в пределах 4-х долин - развлечение не для неопытных драйверов. Узкие дорожки, на указателях в большинстве фигурируют какие-то супермелкие деревеньки, которых нет даже на трехкилометровке. В этих условиях навигатор в очередной раз доказал свою полезность. Правда, была проявлена прямо таки маниакальная склонность заманивать нас во всякие местные проезды. Если вдруг на горизонте появлялась возможность срезать хотя бы десяток метров, без меры рациональный прибор сразу же бодро призывал нас устремиться в очередную щель, где машина с трудом протискивалась между стенами домов. Ей богу, не вру, но если бы кто-нибудь распахнул дверь, выходя из дома на улицу, то проезд молниеносно оказался бы перекрытым.

В конце концов все же выехали на прямую дорогу в Эволен. И в качестве бонуса поимели возможность лицезреть замечательную природную достопримечательность в Эзене. Видимо, в качестве компенсации за так и не увиденные в Болгарии Стобские пирамидки.

Пирамидки в Эзене
Пирамидки в Эзене

Путеводитель объясняет сей геологический феномен за счет селя в ледниковый период и последовавшего вымывания и выветривания породы. Думаю, что французский вариант смотрится не хуже, впрочем, судите сами по фото. Дорога от Ненда до Эволен, не спускаясь в долину, (через Вейсона) заняла около часа. Народа - практически никого. На длиннющей креселке, нагоняющей тоску темпом своего движения, поднимаемся из местечка Launaz (1407м), в зону основного катания на 2121 м. Во время подъема с кресла хорошо просматривается длиннющая тропа. Показанная на схеме как голубая трасса. Видимо, по ней мы и спустимся, ибо возвращаться на кресле совсем уж неспортивно.

Наверху два последовательных бугеля затаскивают на высоту 2680 м. Снега и тут немного, черные спуски с гребня закрыты, но функционирующие трассы в отличном состоянии. Почти полное отсутствие народа позволяет от души погонять по несложным, но приятным спускам. Все они нешироки, их отличительная особенность - плавные перегибы на протяжении всей длины.

Схема трасс в Эволен
Схема трасс в Эволен
Схема трасс в Аролло
Схема трасс в Аролло

Самый левый бугель не работает. Прокатившись везде по нескольку раз, уходим в самый низ, сначала по облезлому куску черной трассы, затем по той самой синей полке, виденной с кресла. На ней - голый лед, да еще и со следами от гусениц ратрака. Вибростенд в чистом виде, но все равно это лучше, чем изнывать на кресле.

Впоследствии, изучая уже местную схему трасс, узнал еще кое-что: оказывается, по скипасу Printz доступно еще два региона: Les Hauderes в 3 километрах выше по ущелью после Эволен (ничего особенного), и Arolla, до которой отсюда 14 километров. Вот тут поинтересней: 5 подъемников и 16-17 трасс различной сложности общей длиной 47 км на высотах от 2000 до 3000 м. Между тем, в буклете 4-х долин нет ни слова об этом месте, что очень и очень отстойно. Обязательно заехал бы сюда, если б знал заранее.

Назад добирались, как все люди, по основным дорогам, не обращая внимания на надрывающуюся девушку из навигатора, все время норовящую затащить куда-то в е…я. Очень жалею, что пропустил информацию о чуде инженерного искусства - плотине на озере Дикс высотой 284 метра, самой высокой в Европе. Вполне можно было проехать 27 км до нее, если бы при возвращении свернуть на одну из примыкающих боковых дорог.

Вечером хорошо посидели с друзьями, которые пришли с ответным визитом. Около 23:00 снизу по трубам стали стучать голландцы, поэтому вечеринка сперва была приглушена, а вскоре и вовсе свернута.

На следующий день купил себе двухдневный скипасс на зону Вербье. Жена меня не поддержала и отправилась вместе с остальными шопничать в Сьон. Погода была отличная, и на знакомой нижней станции в Сивье схема трасс оптимистично подмигивала зелеными огоньками везде, кроме вагона на Мон Желе и нашего План дю Фо. Ну, не прокачусь, так хоть посмотрю… Поднимаюсь туда последовательными креслом и бугелем. Отсюда закрытое направление, отмеченное на схеме желто-черным пунктиром, видно как на ладони. Впечатляет. Очень крутой бугрятник даже при достаточном количестве снега заставил бы напрягаться лыжника любого уровня, а сейчас, когда две трети бугров венчают торчащие камни… Пожалуй, я сам бы сюда сейчас тоже не полез, даже для своей коллекции, пожалел бы лыжи.

Спустился обратно в Сивье по несложному утреннему вельвету и двинул в сторону Tortin. Там, поколебавшись немного, все же выбрал кабинку на Chassoure. Поднимался и просматривал один из самых известных как бы внетрассовых спусков, видимый сверху как на ладони. Тут я планировал вернуться вечером домой.

Еще короткий спуск/подъем, и я на вершине Attelas (2727м). Здесь посадка на маятник на Мон Желе, однако возле него висит табличка “For pedestrians only”. И правда, отдельные педестрианы, сняв лыжи (другого слова и не подберешь) лезут в заветную кабину. На Attelas начинаются наиболее популярные спуски в Вербье (речь о трассовом катании). Черная фисовская и красная трассы идут вниз почти параллельно, временами сливаясь в одну. Их ширина позволяет без проблем перелопатить большое количество народа, не создавая толкучки. На спусках в самый низ, в поселок, очень тяжелый и влажный снег лежит только благодаря интенсивной работе снежных пушек.

Почти с любого места склона просматривается обособленная зона катания Savoleyres/La Tzoumaz, вернее, та ее часть, которая обращена к Вербье. Судя по схеме, снежных пушек там нет, и со снегом совсем беда, сами трассы в грязных проплешинах, а вокруг просто земля.

Второе по сосредоточению народа место - спуски в La Chaux (2260м), в основном синие, простые. Соответственно, и катаются тут в основном начинающие и продолжающие лыжники. Есть и сноупарк, но тоже какой-то несерьезный, детский. Здесь же начинается маятник Джамбо на Col des Gentianes, и уже оттуда - маятник на Мон Фор. Примерно половина людей с отметки 2950м уезжает снова вниз по красной трассе, другая половина выбирает подъем дальше, на Мон Фор. На внетрассовый спуск в Tortin желающих нет. Я в недоумении. Решаю тоже подняться на Мон Фор и там уже определиться, может, поспрошать кого-нибудь.

Вид от Col des Gentianes на Мон Фор
Вид от Col des Gentianes на Мон Фор
Спуск с Мон Фора
Спуск с Мон Фора
Панорама Вербье с гребня в районе Attelas
Панорама Вербье с гребня в районе Attelas

Мон Фор - высшая точка региона Вербье, 3330 м. Со смотровой площадки открывается отличный обзор на окружающие горы. На моих глазах несколько парней на лыжах уходят на противоположную сторону горы. Очень интересно, но соваться туда, не имея ни малейшего представления, куда попадешь, я не стал. Из расспросов окружающих выяснилось, что спуск в Tortin вполне проезжаем, вот только снега мало, и очень каменисто. “Very rocky”, так выразились люди.

Спускаясь с Мон Фора, после недлинной полочки от смотровой площадки попадаешь на очень крутой бугрятник, где к тому же кое где торчат присыпанные снегом камни. Здесь я подрал себе скользяк. Постепенно склон выполаживается, и в нижней части я ухожу в сторону Tortin, мимо неработающих сегодня бугелей на леднике. Спуск ничего сильно сложного не представляет - много жестких бугров, большая ширина склона. Даже не сильно круто. Если ехать вдумчиво, то вполне можно избежать то тут, то там торчащих камней. Наверное, после снегопада пройти здесь - гораздо более приятное занятие. Из Tortin поднимаюсь на Col des Gentianes, откуда по красной возвращаюсь в La Chaux. Не понравилось, в основном длинная полка, крутые участки есть только в верхней части, да и то…тесные они какие-то и короткие.

Однако, несмотря на закрытый Мон Желе, крутые перцы находят, где отжечь. Под креслом Les Attelas можно наблюдать такие следы, что мама не горюй! Типа - разгон в расшелине длиной метров 6 и шириной сантиметров 70, которая заканчивается дропом метров 5 высотой с приземлением на 45 градусный склон со скалами. Под впечатлением от увиденного предпринял вылазку влево от верхней станции Attelas вдоль гребня. Самым стремным оказался не последующий спуск к нижней станции 116 Lac des Vaux 1, а именно продвижение над скальными обрывами к точке старта.

Спуск с Chassoure в Tortin тоже не показался особенно экстремальным. Но сложный. Начинается с узкой, буквально метров 5, горловины, постепенно расширяясь. Естественно, что в самом узком месте нарыты наиболее грандиозные бугры из всех, виденных мной в Вербье, а может, и вообще. Ну и дальше бугры никуда не деваются, так что для этого спуска здоровья нужно довольно много. В середине есть плоский участок, и уже достаточно широко, чтобы для спуска по финальному сбросу выбрать себе место по желанию. Можно сойти в лоб, можно траверсом. В 15:30 катание я закончил. Осталось ощущение легкого разочарования. Оказалось, что в 4 долинах после 3 дней уже и поехать-то особо некуда. В La Tzouma/Savoleyres попасть не так-то просто, да и со снегом, как я сегодня видел, в них не очень. В обособленные маленькие аппендиксы типа Bruson и La Breya/La Fouly я изначально не собирался: 2-3 трассы не заслуживали путешествия на машине в 100-120 км (туда и обратно). Понятно, что при наличии снега ситуация бы резко поменялась: сразу же появляются возможности спусков на культовом Мон Желе, да и других вариантов было бы порядочно. Но, видно, мне не судьба.

На следующий день погода сильно ухудшилась, и я бы, возможно, адекватно среагировал на предложение заменить катание экскурсиями. Но народ уже извел вчерашний замечательный день на шопинг, а сегодня рвался на гору. В Ненда шел дождь. Повел всех в знакомые по вчерашнему катанию места. Уже с утра Мон Фор и Col des Gentianes были закрыты. Дождь сменился мокрым снегом только на середине подъема на Chassoure. Наверху дуло так, что немедленно вспомнился анекдот про курицу, которая из-за ветра сумела снести яйцо только с третьей попытки. Из-за ветра более-менее нормально кататься можно было только на склонах, защищенных от ветра скалами - это спуски с Attelas в обе стороны. Там мы и ездили некоторое время, пока вдруг не стали один за другим закрываться оставшиеся подъемники. Испуганно поломились на еще работающий 104 Funispace, и затем еле успели посадить всех на кабинку вниз с Chassoure. Сами поехали на лыжах. Не доводилось ездить по целине с торчащими из нее ледяными кочками при практически полном отсутствии видимости? Острые ощущения гарантирую. Сильнейший ветер вдувал в узкий проход, как в аэродинамическую трубу, снежные массы, которые равномерно распределялись в верхней части спуска и почти закрыли вчерашние бугры. Почти… Внизу снег сначала стал мокрым, а потом опять превратился в ливень. Спустились вовремя - ключевые лифты на схеме светились красным.

Вечер прошел в томительных раздумьях - вокруг в пределах досягаемости была такая куча известных курортов, что глаза разбегались.

Отзывы и комментарии Подписаться на отзывы

Для того, чтобы добавить свой отзыв, вы должны быть авторизованы на сервере

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024