На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Швейцария - 2007. Дизентис - Зедрун - Оберальп - Андерматт.

Вадим Косолапов aka evil_nn

Начало было примерно таким: на машине добрались до Швейцарии, по дороге погостив в Праге. Почитать об этом можно тут, ну или тут. После четырех дней катания в регионе Флимс - Лаакс - Фалера встал вопрос: куда поехать еще. И вот что получилось...

При принятии решения, где кататься в ближайшие дни, рассматривалось несколько вариантов. Посиделки с Радомиром и Ко обогатили свежей информацией и дали довольно много пищи для раздумий. Санкт-Моритц представлялся слишком большим, чтобы успеть детально с ним ознакомиться за 2 дня, да и ехать за 100 км дважды не больно хотелось.

Ароза напугала дорогой - Радомир (aka Canon) сообщил, что там около 300 поворотов на горном серпантине.

Сильно нехорошо было то, что справочник горнолыжных курортов я оставил дома, и по поводу не самых, скажем так, раскрученных курортов стопроцентно достоверной информации о количестве трасс и подъемников не было. Приходилось полагаться только на собственную память.

Ближайшие ски-лифты на запад от Лаакса были в Вальтенсбурге. Потом шли Дизентис/Зедрун, про которые я определенно что-то читал, и совсем далеко был Андерматт. Первый не вызывал никаких ассоциаций, насчет последнего были сомнения - закрыта дорога до или все-таки после. Подумав - «Папитка - нэ питка!» ((с) И. В. Сталин) - поехали туда.

До Дизентиса 36 км по ущелью. Серпантина нет, но местами настолько узко, что приходится пропускать встречные машины. В Дизентисе сходил к кассам, взял схему и посмотрел, что открыто...сплошное разочарование.

Схема трасс в Дизентисе
Схема трасс в Дизентисе
И как это выглядело снизу
И как это выглядело снизу

Трасс вообще немного, да еще и самая верхняя и самая нижняя закрыты. Того, что остается, хватит часа на полтора, не больше. И мы сразу проезжаем еще дальше в надежде добраться до Андерматта. Через 11км - Зедрун, в нем вообще только пара отстойных бугелей. Еще километр - и в местечке Диени видим какую-то креселку, причем рядом имеется довольно большая парковка, наполовину заполненная машинами. Иду в кассу разбираться. Результат радует: это регион Готтард - Оберальп арена, в который входит в том числе и Андерматт. Покупаю два дневных скипасса, действительных для всех подъемников региона, по 54 шф.

Схема трасс региона Готтард Оберальп Арена
Схема трасс региона Готтард Оберальп Арена

Конкретно здесь имеется 4 креселки, одна из них на схеме снабжена горделивой надписью «новая», и 3 бугеля. Именно это новое кресло заботливо подкидывает нам гадость, вынуждая провисеть в воздухе 25 минут из-за каких-то там технических проблем. Хорошо хоть, погода солнечная и безветренная.

Вообще, каталка неплохая. Снова масса возможностей для фрирайда. После снегопадов без малейших усилий доступны многочисленные варианты спусков под креслами из Val-Val (1900м) на Cuolm Val (2215м), и на Calmut (2350м), то же относится и к возможностям уйти за целиной вбок от бугеля из Оберальпасса.

Широкое поле деятельности для фрирайдера. Снегу бы побольше... (Val-Val)
Широкое поле деятельности для фрирайдера. Снегу бы побольше... (Val-Val)
Озеро Lai da Nalps
Озеро Lai da Nalps

Среди трасс тоже есть где прохватить с ветерком - отличный спуск 1 и 2. Пятая трасса похожа на гигантский half-pipe, так как проложена по дну ущелья.

Правда, без привычной уже хитрозадости обойтись ну никак нельзя: Трассы 1 и 2, 7 и 8, 9 и 10 на деле представляют собой не разные спуски, а один, но широкий и разделенный посередине вешками, чтобы хоть как-то оправдать появление на схеме дополнительных километров спусков. Черная 4 и красная 3 сходятся в середине, а не в самом низу, как показано на схеме.

К 13-00 приходит пора сменить обстановку. Прыгаем в машину, отбываем в сторону Андерматта и... через пару километров утыкаемся в насыпанный прямо посреди дороги сугроб. Рядом установлен знак «движение запрещено», и табличка, поясняющая, что запрещено до марта. Вообще, казалось бы, снега совсем немного, на дороге - так вообще сантиметров 10, не больше, и на каком-нибудь паркетнике можно было бы без проблем ехать дальше. Однако облом! Вроде как получается, что, купив объединенный скипасс, мы пролетаем с другими зонами, где он действует? Жена предлагает сходить в кассу и узнать. Я полон пессимизма - в Андерматт можно при таких раскладах попасть только поездом: либо на своих двоих, либо погрузив в Зедруне машину на специальную платформу. Мне как-то слабо верится, что в стоимость скипасса включен трансфер по швейцарским железным дорогам. Однако оказывается, что так оно и есть! И в качестве приятного дополнения к катанию мы получаем знакомство со швейцарскими железным дорогами по пути в Андерматт. Несмотря на небольшое расстояние, поезд из четырех вагонов идет 45 минут. Очень много тоннелей и участков, накрытых козырьками для защиты от камней и лавин. А спуск в Андерматт - настоящий железнодорожный серпантин. Частенько, даже не высовываясь в окошко, видишь хвост состава. Некоторое время на спуске поезд идет параллельно автодороге. Сейчас по ней вовсю катаются детишки на санках и спускаются горнолыжники от верхней станции одной из креселок из Андерматта. Посмотрел на схему - так и есть, санная трасса изначально спланирована по автодороге, так что закрытие пути для автомобилей через перевал от погоды не зависит никоим образом.

Фактически, в ски-регион Готтард-Оберальп арена входят 4 зоны катания со 120 км трасс. Наибольшее их число в Оберальпе, где мы уже откатали, и в Андерматте. Еще есть 2 кресла и 2 бугеля из Андерматта в Гюч, которые, собственно, и видны из окна поезда, и некая зона катания в Хоспентале, где одна креселка и бугель обслуживают склон горы на высотах от 1453 до 2460 м. Учитывая, что поезд там не останавливается, а для машин дорога перекрыта. Маловероятно встретить там кого-то, кроме локалов. (Хотя, впрочем, можно приехать со стороны Люцерна).

В Андерматт мы прибыли в 14:05. Время поджимало, а от ж/д станции до маятника на Гемсшток, как показали замеры, идти 15 минут неленивым шгом. В такое время фанатов подниматься из Андерматта было совсем мало, кроме нас - единственный дядечка предпенсионного возраста, носящий шапочку с трахающимися олешками в стиле этакого пубертантного подростка. В свете дизайна этого головного убора я даже не удивился, когда он завязал светскую беседу с женой, покуривавшей на улице в ожидании старта гондолы. Тема развития не получила, отчасти из-за языкового барьера и низкого интереса с женской стороны, отчасти из-за присутствия мужа, что было обнаружено общительным аборигеном парой минут позже.

Около средней станции (Гуршен, 2212 м) работают два бугеля и кресло, обслуживающие 3 синих и одну красно-черную трассы. Эти спуски по профилю весьма волнистые, здесь же занимаются многочисленные подростки из местной спортсекции. Видели, как детишки тренировали прыжок с перегиба метров этак 15 длиной.

После 1-й станции гондолы переходим на следующую очередь, откуда второй маятник быстро поднимает на вершину Гемсшток, на 2963 м. Несмотря на то, что уже конец дня, да и сезон низкий, народу полно, кабина каждый раз уходит полной. Наверняка очереди тут - нередкое явление. Наверху смотровая площадка и широкая панорама. Со стороны Италии ползут густые белые облака, постепенно заполняя пространство между горными вершинами к югу от Гемсштока. Красиво!

Вид на Андерматт из окна поезда
Вид на Андерматт из окна поезда
Вид с вершины Гемсшток, 2963 м.
Вид с вершины Гемсшток, 2963 м.
В поезде.
В поезде.

Катание на Гемсштоке - не для начинающих. И если красная трасса с вершины через ледник Святой Анны не доставит затруднений опытному лыжнику - чередование полок и недлинных крутячков, то черная B-Russi-Run - это жесть. Неспроста на нее сворачивали единицы. Человеку, даже средне стоящему на лыжах, лучше туда не соваться. Фактически, 900 метров перепада разбиты на 2 крутых сброса, которые находятся в глубокой тени скалистого гребня. Первый, метров двести, проходится легко. Затем небольшая полка. А вот второй, хотя и укатан ратраком... После вчерашней оттепели все, что ниже 2600, превратилось в лед, и на этом ледяном крутяке после любого падения полетишь, свистя гортексом, либо до ближайших скал, либо в самый низ. Этот участок абсолютно прямой и виден сверху как на ладони, так что возможные последствия представляются очень четко. Удовольствия этот спуск на уже притупившихся кантах не доставил.

Черная трасса в сам Андерматт на световом табло был как-то стыдливо отмечена желтым цветом. То ли открыто, но не до конца; то ли закрыто, но если очень хочется, то можно... Предположили, что по швейцарской традиции фрирайда будет больше обычного, и не ошиблись. Морально готовились не просто ко льду, а к замерзшим буграм и ледяному же расколбасу - так и вышло, ехали как по вибростенду. Пришлось проявлять чудеса героизма - поезд обратно отходил в 16:20, а следующий - только через 2 часа. Весь спуск с 2963 м до городка занял у нас 23 минуты, чем в данных условиях я просто горжусь.

Известно, что именно в Андерматте ночевал Суворов во время своего знаменитого перехода через Альпы. В городе сохранился тот самый дом, его хозяин оставил историческую комнату в неприкосновенности, даже, по-моему, дополнил ее какими-то экспонатами и открывает для посещений на пару часов в сутки. Мы не пошли по двум причинам: во-первых, очень неудобно и утомительно разгуливать в горнолыжных ботинках, особенно не имея точного адреса, и, во-вторых, уже упоминавшееся расписание поездов было неудобным.

На обратном пути, уже зная, куда смотреть, наблюдали за спускающимися в Андерматт с Гемсштока по другой стороне долины. В Диени вернулись уже в сумерках, а дорога домой прошла уже в полной темноте. Заехали по дороге в «Кооп» на заправке, подкупили продуктов. Магазинчик там небольшой, но самое необходимое имеется. Для полноценного шопинга лучше ехать во Флимс, там на главной улице есть гораздо более обширный «Кооп» с подземной парковкой.

Вечером за пивом определились с завтрашним объектом исследований. Не без влияния рекомендаций Радомира решили ехать в Ленцерхайде/Ротхорн. Да и Дмитрий Климов, более известный на РАСКе, как red, ;о)) тоже, помнится, высказывался об этом местечке положительно.

Отзывы и комментарии Подписаться на отзывы

Для того, чтобы добавить свой отзыв, вы должны быть авторизованы на сервере

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2016

Вход | Регистрация