На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Бросок на Урал

Вадим Косолапов

Как известно, множество хороших проектов зарождаются совершенно неожиданно и зачастую на нетрезвую голову. Несмотря на то, что идея подобной поездки вынашивалась мной давно, ещё в пятницу вечером, в начале очередного торжества на работе по поводу какого-то события ничто не предвещало дальней дороги. Однако ближе к полуночи вброшенное мной предложение сорваться покататься на 3-4 дня на Урал неожиданно встретило горячую поддержку. В субботу, мучительно вспоминая, чем же закончился вчерашний разговор, я посмотрел в инете прогноз погоды, просчитал график поездки, и убедился, что идея действительно неплоха: устойчивый антициклон обещал солнце и морозец, праздник дарил лишний выходной, а затраты выглядели мизерными. Обзвонив участников вчерашнего обсуждения, я с удивлением выяснил, что желающие ехать не перевелись. Недолгие сборы, и вот в воскресение 9-го марта в 6 -30 утра мы (я, моя жена, сестра жены Наталья, друзья Игорь и Андрей) стартуем из Нижнего Новгорода впятером на двух машинах. Собственно, дорога - тема для обсуждения в другом форуме, но про татарских ментов не упомянуть невозможно. Особое злобствование началось на участке от Казани до Набережных Челнов и далее до границы с Башкортостаном. Любимая комбинация знаков: ограничение скорости 70, затем 50, затем обгон запрещён. Когда такое же сочетание проплывает навстречу для едущих по встречной полосе, понимаешь, что опасный участок кончился, но установкой знака "отмена всех ограничений" никто себя не утруждал, поэтому формально вся эта дрянь действует до ближайшего перекрёстка или населённого пункта, а это может быть и 3, и 5 км. Вероятность же встречи с гайцами в таком месте равна 50%. Апофеозом же стал знак "прочие опасности" в сочетании с ограничением скорости 50 и кривой рукописной табличкой "зона действия - 6 км". Общий вывод был таков, что главная опасность тут при движении с такой скоростью - это желание уснуть. Все эти заморочки значительно увеличили расчётное время прибытия. Недалеко от Уфы жена поинтересовалась, насколько местное время отличается от московского, и вдруг я с ужасом осознал, что этот фактор я не учёл в своих подсчётах. Получалось, что мы прибываем около полуночи по-местному (которое на 2 часа опережает Москву), и поиск съёмной квартиры в это время в провинциальном городке проблематичен. Был срочно извлечён мобильник, и начались звонки по скачанным с официального сайта Завъялихи телефонам граждан, сдающих квартиры. В 23-30 по местному мы прибыли в Юрюзань. Вся дорога заняла 15 часов (2 обеда, 6 бесед с гаишниками, 1150 км). Попетляв по городку, встречаемся с девушкой Мариной, которая взяла на себя хлопоты по нашему размещению. Просмотр вариантов занимает около часа, мне уже хочется только одного - побыстрей завалиться спать. Варианта, устраивающего полностью, нет, и в итоге мы останавливаемся в давно не ремонтированной, но чистой двухкомнатной сталинке за 200 руб/чел. Как дополнительный бонус, сообщается, что хозяйка квартиры - известная целительница, к которой едут со всей России, и можно будет сходить к ней на приём. Единственная в Юрюзани охраняемая стоянка (50 руб./ночь) - неподалёку, круглосуточный магазин с неплохим ассортиментом - тоже.

Вообще, приехав кататься в Завьялиху, можно рассчитывать на следующие способы проживания:

  1. Городская гостиница. 500 руб./чел в выходные и праздники, 400 в будни. Завтрак - шведский стол. Для посторонних покушать - 200 руб. Чистенько и уютно. Не пошли туда потому, что на этаж (15 трёхместных номеров) - только один туалет с 2-3 "местами", а свежеотремонтированный душ находится в подвале, и тоже один на всю гостиницу. Очереди после катания гарантированы.
  2. Пафосная гостиница "Каменный цветок". Подробности можно посмотреть на сайте www.zavjalikha.ru Скажу лишь, что цена за самый простенький номер в будни составляет 1100 руб/чел (при 2-х местном размещении).
  3. Размещение в частном секторе Юрюзани и в расположенной ближе к горе деревне Василовка. Мне непонятно, что означают предложения по поселению в посёлке Трёхгорном, т. к. это секретный посёлок за тремя рядами колючки с КПП и спецпропусками. Варианты проживания есть на сайте Завьялихи; если прибыть на место пораньше, то вполне можно порешать этот вопрос и самостоятельно за меньшие деньги. Стоимость от 100 руб./чел до 400-500, в зависимости от качества жилья, наличия питания, включённого в стоимость, доставки к горе и т. п.

Возможно, что-то я и упустил, т. к. не ставил перед собой задачу максимально исследовать рынок; я всего лишь хотел покататься.

Миньяр

В первый день мы с женой отправляемся в Миньяр: этому есть ряд объяснений. Во-первых, тамошние подъёмники гарантированно работают по случаю праздничного дня, во-вторых, есть надежда, что народ, приехавший на праздники кататься в Завьялиху, на следующий день уже схлынет. Чтобы добраться в Миньяр из Юрюзани, нужно вернуться примерно на 50 км в сторону Уфы до городка Сим, в нём свернуть и проехать ещё 19 км по живописному ущелью до Миньяра. Возможен также проезд через Ашу. Последние полкилометра до лыжной базы в Миньяре представляют собой дорогу шириной в один бульдозер, прочищенную по берегу пруда под нависающими скалами. Заканчивается она небольшой парковкой примерно на 20-30 машин. В высокий сезон наверняка многим приходится идти до турбазы пешком. В наличии имеются два бугельных подъёмника, прокат, кафе. Абонемент на подъёмники стоит 250 руб./день, полдня (с 13 до 18) - 150 руб., прокат приличного комплекта - 400 руб./день. Несмотря на то, что мы покупаем абонементы в 11-45, нам продают их как полдневные, что радует. Собственно абонемент - обычная пёстрая бумажка, подписанная от руки. Проверить их у нас так никто и не удосужился, хотя я и приставал с этим к канатчику (откровенно нетрезвому). Подъёмник, идущий от здания базы вверх, чаще простаивает, чем работает, поэтому практикуется экзотичный метод доставки катающихся к основному бугелю: по льду пруда примерно 1,5 км за "Бураном", держась за специально приделанные к нему буксировочные верёвки с петлями, вокруг горы Масленая. Если же бугель у базы работает, то та же самая заброска функционирует наверху, на плато, от верхней точки бугеля возле базы до основной трассы (примерно 400 м). Трасса, ведущая от базы вверх, имеет длину около 500 м при перепаде около 220, покрыта здоровенными буграми а-ля Чегет. Новичкам на ней будет весьма неуютно. Основная ("северная") трасса имеет северную экспозицию, да ещё и расположена на просеке в густом еловом лесу и две трети её постоянно в тени, поэтому, скорее всего даже то, что искусственного оснежения нет, не помешает там кататься до середины апреля. Северная трасса длиной 870 м при перепаде 250м, обрабатывается ратраками достаточно старательно, так что можно сваливаться сверху в спусковой стойке, не забывая при этом, что выката практически нет. С вершины любителям побороться можно уйти вправо, на неподготовленный вариант спуска, который заканчивается метрах в 150 правее начала подъёмника. Катаемся примерно до 14, и тут супругу накрывает грипп, видимо, привезённый ещё из дома, от неожиданно заболевшей накануне отъезда младшей дочери. Оставляю её на вершине отдыхать за столиком под жарким весенним солнышком в развесёлой компании ребят из Уфы, а сам продолжаю получать удовольствие от катания.

Наташа

К 16 супруга совсем скуксилась, и мы верхами пробираемся к базе. Для этого приходится немного спуститься в сторону, потом метров 50 пройти пешочком по плато, а затем длинным пологим спуском съехать к верхнему концу бугеля у базы. Отсюда можно скатиться как к базе, так и по другую сторону гору, в город, в котором можно снять квартиру от 100 руб/чел. Примерно половина склона горы между основной трассой и трассой около базы покрыта редколесьем или вообще отдельными ёлками и позволяет порезвиться вне трасс. Спускаемся вниз. Теперь, если бы нам вдруг захотелось опять попасть на северную трассу, услуги по доставке "Бураном" обошлись бы в 20 рублей с носа. По понедельникам комплекс не работает. Дорога назад проходит нормально, и в 18 мы делимся впечатлениями с друзьями, катавшимися в Завьялихе. Массу восторгов вызывала у них шестиместная креселка с колпаком, т. к. люди приличных подъёмников ещё не видывали. Ну ладно, завтра посмотрим, что там кроме креселки есть хорошего. Известие о гриппе приводит Игоря в панику, и он весь вечер ходит с привязанными к носу половинками луковиц, старательно избегая непосредственного общения с моей женой и со мной. Все остальные пытаются предотвратить эпидемию, давя потенциальные вирусы жутким количеством поедаемого лука и чеснока и ударными дозами водки. Однако мне все эти меры не помогают, и около 22 я сваливаюсь с высоченной температурой. Мучения мои продолжаются до половины четвёртого утра, потом температура отступает, и я проваливаюсь в сон.

Подьемник

Второй день. На утро наше семейное самочувствие довольно недурно, только побаливает горло и даёт о себе знать слабость. Однако желание покататься перевешивает всё остальное, и, приняв по таблетке анальгина, мы отправляемся в Завьялиху. Дорога от Юрюзани - километров 10 - занимает примерно 15 минут. Парковка возле горы платная - 50 руб/машина. Истязать себя ранним подъёмом по совокупности причин не хотелось, и поэтому на гору мы приезжаем только в 13-45. Нет худа без добра - мы покупаем достаточно экономичные четырёхчасовые скипасы по 130 рублей. Пропускная система современная, бесконтактная, залог за скипасс 150 руб. Андрею, для которого это первый опыт катания на лыжах, приходится ещё изрядно угорать на прокате. Комплект снаряжения (сугубо Саломон) можно взять либо на три часа за 280, либо на весь день за 400. Осматриваемся. М-мда, на выкате в отличие от Миньяра здесь явно не экономили, если не сказать - переборщили. Сидя на роскошной шестиместной креселке, тоскливо наблюдаешь за тянущимся внизу бесконечным выкатом, который слишком полог для чего-либо, кроме тупого докатывания до нижней станции. Раздражает бесполезная двойная трата времени - при подъёме (который длится 12 минут), и при спуске. ИМХО, если выкат сделать короче раза в три, стало бы гораздо лучше. Желающих внимательно изучить схему трасс, цены и много чего другого ещё раз отошлю на сайт www.zavjalikha.ru - очень информативный и достаточно удобный. А сейчас внимание: я позволю себе сказать абсолютно крамольную мысль, после прочтения которой в меня, наверное, виртуально плюнет всё тамошнее руководство. Катания на Завьялихе я ожидал с особенным нетерпением - как никак заявленные 430 м перепада по высоте - достаточно серьёзная цифра, соответствует перепаду, например, на большинстве приличных спусков в Андорре, на 2-й очереди Чегета и т. д. Так вот, мне кажется, что эта цифра ЯВНО ЗАВЫШЕНА. Не знаю, хитрый ли это пиаровский ход, лукавые измерения (может, померяли перепад не от верхней станции креселки до нижней, а например, до посёлка (), или что-то ещё, но, по ощущениям всей нашей компании, даже в Аше, где мы катались на следующий день, перепад больше. (Официально там - 395м). Хотелось бы, чтобы кто-нибудь, вооружившись GPS’ом, внёс ясность в этот вопрос. Состояние трасс тоже особенно не впечатлило: на любой можно словить камушек (впрочем, возможно, из-за прошедших праздников, когда каталось много народу). Ещё неприятно поразило начало спуска на 4 (чёрную) и 5 (красную) трассу - вот уж где снежная пушка просто необходима, т. к. съехать там, не поймав камня, было практически нереально. Впрочем, говорят, что пушку уже купили, т в следующем году она заработает. По сложности 4 (чёрная) от прочих красных сильно не отличается, и вообще сложное катание в Завьялихе найти вряд ли удастся. По любой из трасс я мог спуститься (и спускался по официально закрытой 5, потому безлюдной) напрямик в спусковой стойке. Под креселками есть несложные бугры. Внетрассовое катание вряд ли реально - почти везде лес слишком густой. Лёгкое жлобство администрации проявилось и в том, что были закрыты трассы 6 и 7 (огибающие гору с другой стороны) под предлогом их приготовления ратраками. Реально готовилась только 6-ка, а истинная причина заключалась в нежелании включать парнокреселку, обслуживающую эти две трассы. А жаль - друзьям они понравились больше других, главным образом потому, что там нет такого бестолкового длинного выката. Игорь, обладающий большой способностью убедить и загрузить кого угодно, воспринял сей факт с большой обидой и отправился на разборки с директором, имея целью включение парнокреселки. В числе аргументов, как потом выяснилось, в том числе звучала и угроза, что его друг (это я) по возвращении опишет сей отстойный факт в злобной изобличительной статье в интернете (вот, пишу…) (. Однако даже его богатые возможности к нужному результату не привели; единственное, чего Игорь добился - для компенсации морального ущерба ему выдали бесплатно покатать верхний спортивный Саломон. Ну и ладно - всё равно в целом покатались неплохо.

Вечером, поскольку с апре-ски в Юрюзани туговато, если не сказать никак, продолжилось лёгкое пьянство. Отдельные личности нанесли визит бабушке-целительнице и остались весьма довольны. Впоследствии была даже сделана попытка расписать пулю, но общая усталость и недомогание всё-таки победили, и все упали в объятья Морфея.

На третий день я безжалостно растолкал всех пораньше, так как была запланирована поездка в Ашу. Собственно, я рассчитывал в ней заночевать, потому что это на 100 км ближе к дому, но народные методы лечения оставили неизгладимый след в душах и телах троих из нашей компании, и вечером они опять вернутся в унылую Юрюзань. Выезжаем около 10 утра. Между прочим, участок дороги по горам - от поворота на Ашу до поворота на Юрюзань самый отвратный. На базарчике на трассе у съезда к Аше выбираем сувениры.

Аша

К горе Аджигардак подъезжаем уже около 12-15. Изучив прайс у кассы, понимаем, что здесь всё дороже. Катание на весь день стоит 400 руб, на полдня (с 14) - 250. Есть ещё какие-то мутные пропуска для начинающих на ограниченное число бугелей - они дешевле. Андрей поинтересовался прокатом: получилось, что комплект на день обойдётся в 780 (!!!) рублей. Ребята решают немного поэкономить и уезжают до 14 обследовать Ашу, а мы с женой берём полноценные абонементы и устремляемся на гору. По имеющейся информации перепад высот здесь составляет 395 м. Две последовательные швабры поднимают нас на самый верх, откуда уже можно выйти на любую трассу. Для начала спускаемся по 2, переходящей в 1 - достаточно простенькая трасса, суммарная длина 2100 м, поднимаемся ещё раз и выходим на 6. Вверху нарисован перечёркнутый чайник, а трасса позиционируется как чёрная. Чёрной я её бы не назвал, но тёмно-красной - пожалуй. Верх бугристый, дальше становится ровнее, снег достаточно жёсткий и весьма приличная крутизна. Доехав до низа, я первый раз за поездку почувствовал, что пришлось поработать независимо от собственного желания. Длина этой трассы, если остановиться у бугеля, обслуживающего её - 1300м, если проехать в самый низ, то 1800 м. Поднимаемся на бугеле вдоль 6 и уходим влево по 2а, которая представляет собой просто тропу, с лёгким уклоном идущую к началу 3, 3а и 3б. Вокруг достаточно живописно, снежные шатры на поломанных от тяжести снега берёзах, раскоряченные пихты (лиственницы?), прекрасный обзор, поскольку горой Аджигардак Урал и заканчивается, дальше в сторону Уфы - равнина. Временами попадаются угрожающие надписи: Видео "Внимание! Трассы 3а и 3б - экстремальные!", что только подзадоривает. Сперва пробуем 3а. Ничего экстремального, просто её не готовят ратраком, как следствие - много протаявших мест в узком жёлобе, и бугры. Пытаемся внизу высмотреть наших, но они что-то задерживаются, и мы поднимаемся ещё раз и уходим на 3 (спортивная, на ней часто проводят соревнования разного ранга, длина 1300 м). Вообще-то её закрывают дважды в день на время тренировок секции, но сейчас бугель стоит, и на ней пустынно. Весь верх разрыт ратраком. Но поскольку практически все трассы Аджигардака имеют южную экспозицию, то на ярком весеннем солнышке следы от гусениц воспринимаются просто как мягкий расколбас. А ниже - просто сказка! Выглаженная подготовленная гора, чуть отпущенная солнцем, по которой по каким то причинам сегодня не спускался ни один человек! Во время этого спуска я насладился карвингом в полной мере (см. прилагаемый ролик), и потом мы с женой сладостно разглядываем свои идеальные дуги на чистом склоне. Около 15 подъезжают остальные и остаток дня мы гоняем в своё удовольствие, много фотографируя и снимаясь на камеру. В 18 наши уезжают в Юрюзань, а мы вооружаемся номерами телефонов квартиросдатчиков, которыми обклеена касса, получаем залог за скипассы, и идём звонить в администрацию комплекса. Женщины в администрации приветливы, любезно предоставляют свой телефон, а потом и извлекают собственную толстенную тетрадь с телефонами. Общими усилиями находим приемлемый вариант и договариваемся с хозяевами о встрече. Можно было бы поселиться и в самом комплексе Аджигардак непосредственно рядом с горой - там вполне уютные домики по цене от 600 р. за двухместный номер, есть сауна с бассейном с родниковой водой, пара кафе, бильярдная, но мы решаем остановиться в городе. Завтра предстоит ранний подъём, нужно поесть перед дорогой, и проще сделать это на квартире. Ночёвка в 2-х комнатной чистой и отремонтированной квартире обходится в 150 руб с носа, стоянка машины - 25. По сравнению с Юрюзанью Аша производит куда более благоприятное впечатление: гораздо оживлённее на улицах, больше магазинов, и вообще всё выглядит как-то оптимистичнее.

Обратно я готов был ехать как угодно, но только не через Татарстан. Соответственно маршрут возвращения выглядел так: Аша - Уфа - М5 в сторону Самары - Красный Яр - Ульяновск - Р178 в сторону Саранска - Сурское - Алатырь - Порецкое - Сергач - Большое Мурашкино - Кстово - Нижний Новгород. Благодаря тому, что в таком варианте Татарстан был представлен только кусочком примерно в 35 км (на котором было аж 3 засады, всякий раз провожаемые мной оттопыренным средним пальцем), поездка прошла гораздо спокойней и даже быстрее, несмотря на больший пробег - 12ч 40 мин, 1185 км, один обед и никакого общения с гаишниками.

К сожалению, на протяжении всей поездки РАСКовцы замечены не были ; (

Мобильная связь есть только в в Завьялихе (ну и, естественно, в Юрюзани), в Аше и Миньяре - глухо.

При подготовке отчёта кроме личных впечатлений были использованы материалы с официального сайта Завьялихи, из буклета горнолыжного комплекса "Аджигардак", а также отчасти из журнала-путеводителя "Уральский перекрёсток" N 2 за 2002г (Все горнолыжные центры Урала).

Телефоны ГК Завьялиха: +7 35111 41650.

Телефоны ООО Аджигардак: +7 35159 22044 (факс в Аше), +7 3512 344615 и 612161 (в Челябинске).

З. Ы. Пользуясь случаем, передаю привет Александру Каретному (ака alkar) из Самары по поводу совместного катания в Завьялихе с его другом Стасом, а ещё прошу ему напомнить выслать мне на мыло обещанные фотки, сделанные его Нокией. (

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2016

Вход | Регистрация