На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Рассказ Марины Коптеловой о поездке на Собь вызвал почти ностальгические чувства: мы тоже там были. Но лучше всего по порядку.

Хороши вечера на Соби или "безумству храбрых поем мы песню"

Андрей Антонов:

Заманушка для чайников

В конце сезона прошлого года наши друзья - омосковившиеся воркутинцы - подкинули неокрепшим душам заманушку. Это была почти часовая кассета с любительским фильмом об отдыхе на Соби. Мы развесив уши слушали их рассказы о том, как они строили подъемник и базу с уже упоминавшейся баней, затем широко раскрыв глаза смотрели фильм, в котором утверждалось, что, мол, сегодня 17 апреля, а температура воздуха уже плюс десять. Белые шлейфы за лыжниками искрились и переливались на солнце. На экране телевизора публика обнажалась, особо одаренные - кстати надо сказать исключительно дамы - катались только в купальниках и очках:

Короче говоря, все это подействовало на нас, и мы решились. Тем паче экс-воркутяне, с которыми мы поехали кататься на Собь, заверили нас, что жить мы будем в царских условиях, не так как все смертные - у нас будет отдельный балок и полнейшая автономия. Проживший 20 лет в Коми республике приятель провожал нас на вокзале словами: "Ребята, что вы делаете? Может, пока не поздно, останетесь? Вы даже не представляете, куда едете:"

Дорожная

Две ночи и день пути пролетели довольно быстро - распускающаяся подмосковная зелень сменялась снегом, которого становилось за окнами вагона все больше и больше. Практический совет собирающимся поехать на Собь - лук, картошку, морковку с собой брать не надо. Их лучше всего покупать на маленьких станциях перед Котласом - за этой узловой картошка может быть еще растет, но уже не продается. Скажу еще, что билеты надо брать обязательно туда и обратно: с первого мая начинается массовый исход северных детей на юга - поезда были битком набиты ребятишками.

Станция Сейда. Здесь поезд перецепляется, и часть вагонов идет по ветке на Воркуту. Другая следует дальше - в Лабытнанги - т.е. железнодорожное название Салехарда.

Вся трасса этой северной железной дороги построена на костях зеков. Сколько погибло здесь людей - не знает никто. Правда считается, что через каждые десять метров железнодорожной колеи можно ставить обелиск погибшему жителю Архипелага Гулаг: Через каждые двадцать пять километров - таков был дневной перегон - видны остатки лагерей. Зрелище от торчащих пеньков, ям землянок и обрывков колючки просто жуткое.

От Сейды до Соби можно сказать рукой подать - три с половиной часа на поезде. Поэтому не верьте северянам, когда они говорят недалеко - восемь-девять часов на поезде от Воркуты до Соби - это у них рядом. Правда, если напрямки через тундру - это всего километров семьдесят, но иного пути зимой как только по ж/д здесь нет.

На станции Собь поезд стоит достаточно долго - местное население и приехавшие лыжники отовариваются в вагоне-лавке. Кстати, ассортимент и цены вполне приемлемые - в продаже было даже лианозовское молоко и бананы, сыр, масло колбаса, макароны, и т.д. Воркутинское пиво достойно всяких похвал, чего совсем нельзя сказать об омерзительном "столовом хлебном вине N21". По этому поводу, есть даже шутка, что водка, может быть только хорошей или очень хорошей, но есть еще и воркутинская. Не знаю, из чего ее делают в этом шахтерском городе: проглотить даже маленький глоток этой весьма специфической жидкости под силу только особым гурманам и ценителям этого напитка: Поэтому практический совет номер два - ЭТО тоже лучше везти с собой.

Станция Собь

От поезда до поставленных на фундамент из шпал железнодорожных вагонов всего несколько десятков метров. В вагонах тепло и уютно, есть нумера (вход закрывается занавесочкой) и кают-компания. Камбуз и электроплиты работают исправно. Правда при одном единственном условии - если есть электричество. Перебои с подачей энергии бывают не сказать, чтобы часто: редко, да метко. За время нашего 10-дневного пребывания электричества не было двое суток - в частном балке брата жены нашего приятеля было тепло (топилась воркутинским угольком печка-буржуйка), а вот в вагонах народ грелся кто, как мог. Поэтому совет номер три - желательно взять с собой автономный переносной нагревательный прибор. Таковым может служить и испытанный в боях "Шмель" (правда, бензин надо вести с собой) или что-нибудь еще. Мы пользовались печкой, содранной нашими оборонщиками у немцев, которая работает на солярке или керосине (соляру можно поменять у тепловозников на жидкую валюту). ( Для сведения: такую печку весом 5,5 кг потребляющую всего 150 грамм топлива в час можно купить за 900 рублей в ООО "Фалько-Еккель" (095) 178-68-84. Насколько я понимаю, подобные печки сейчас не редкость - следите за рекламой в т.ч. и в "Центре плюс". Кстати на ней можно и готовить. Посуду с собой брать не надо - на базе все есть, включая одеяла и белье. Однако на всякий случай личный спальник не помешает. На всю базу есть один теплый туалет - это великое благо. И слава Богу, что он есть.

Теперь о самом главном - катании. Лучшее время - с середины апреля по середину мая, но иногда снег лежит и до середины июня. На горе Собь два подъемника - один принадлежит ухтинцам, другой - воркутинцам. Во время нашего пребывания ухтинский подъемник не работал - местные жители утверждали, что владельцы приезжают не часто - в основном на майские праздники. Воркутинский подъемник работал отменно - никаких очередей, включается кнопкой первым пришедшим на гору, выключается последним. В принципе кататься можно целый световой день, но только при одном единственном условии - если есть погода.

А за окном до дождь, то снег Погода на Соби - это сюжет для отдельной песни. Как я уже раньше заметил, в Москве было плюс 14, а за Полярным кругом - минус двадцать. За десять дней погода серьезно менялась три раза. Первые два дня было приятно прохладно и солнечно. Затем поднялся ветер и нагнал облака. Вроде бы было тепло, но ветрило задувал весьма конкретно. Потом пошел дождь, и градусник показал плюс четыре. Вслед за этим ветер поменял направление, и началась пурга, которая продолжалась трое суток. При видимости три-четыре метра ни о каком катании и речи идти не могло. Но как только пурга кончилась, небо очистилось и последние два дня пребывания было морозно, ветрено и солнечно. Ветер здесь дует практически постоянно, он, конечно настоящих скиеров не испугает. Однако хорошие очки и маска лишь будут способствовать получению истинннннннннннного (это от тряски) - "райского наслаждения" от преодоления застругов.

Покатушки

На майские праздники стало опять тепло, понаехала куча народа, лыжами утрамбовали склоны. Катание шло вокруг всего тела горы по жесткому, но очень приятному фирнообразному снегу. Профиль горы не очень сложный - нет никаких опасностей. Все ровно, гладко, снега много. Под лавину попасть невозможно, в обрыв улететь тоже - здесь такого просто нет. Накататься можно до одури - об очередях на подъемник здесь никто не слышал. Стоило удовольствие до смешного мало - по 20 рублей с носа за весь день. Стандартные бугеля на этот подъемник не подходят - у воркутинцев своя система, которая несмотря на простоту работает исправно. Подъемник скоростной, сделан на основе шахтного подъемного оборудования. Утверждают, что он тащит лыжника наверх со скоростью 4-5 м/сек.

Зацепляться к такой машине надо по-хитрому: стартуешь с небольшой снежной горки, чтобы набрать скорость, и держишься рукой в рабочей рукавице за трос. Другой же рукой прилаживаешь бугель, и дальше все зависит от тебя - стойки опор проносятся мимо тебя со свистом: только уворачивайся от них.

В порядке критического замечания скажу, что по-первости было страшновато - пассивной техники безопасности никакой. Но детей лучше возить за собой на тандемном бугеле - никакой автоматики, отключающей в случае чего напряжение, не предусмотрено. Поскольку станция Собь, можно сказать, "закрытое сообщество" - посторонних здесь нет, лыжи и палки можно оставлять прямо у подъемника. Их никто не тронет потому, что просто некому.

Таких не берут в Церетели

Еще одним достопримечательным местом Соби является подвесной мост через реку. Этот мост произвел подлинную революцию в сердцах и умах коренных собинцев и всего приезжего прогрессивного человечества. Мост спроектировал и построил почетный отец-основатель этого "горнолыжного курорта", бывший шахтный инженер, технарь по образованию, романтик и артист по призванию Олег Николаевич Маршунок. Сейчас он живет в Москве, зимой его можно встретить на склоне в деревне Горки, рядом с Парамоново.

Представьте висящую на двух толстых тросах ажурную стометровую конструкцию, которая прыгает под ногами в такт каждому шагу. Все это происходит над льдом, но иногда вода в половодье подходит под самый настил. Раньше до постройки моста на ту сторону реки, где собственно и происходит каталка, добирались либо по снегу на лыжах, либо прыгая по льдинам, либо в утлой лодчонке:

Старожилы рассказывают, что однажды зимой во время пурги мост завернуло ветром вокруг своей оси два с половиной оборота, но конструкция не развалилась. Слава техническому гению Маршунка!!! Как говорится: "Церетеля здеся не стояла".

Х Х Х

Подытоживая сказанное, могу сказать одно: если не боитесь житейских трудностей, и готовы ради глотка романтики отказаться на неделю-другую от благ цивилизации, то лучшего места, чем Собь найти трудно. Места красоты неописуемой. Прямо-таки дивной. Голубой лед реки и замерзших водопадов, суровая, но чистейшая природа. Впечатления незабываемые, которые, останутся, как хемингуэевский праздник, всегда с тобой.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2016

Вход | Регистрация