На лыжах с гор

Алтай. Белуха.

Алтай, гора Белуха

Максим Иванов:

"Идея спуска с Белухи на горных лыжах возникла не вчера. Высказывали ее и заезжие иностранцы, и наши земляки. Но идеи идеями, а журнал "Горные лыжи/Ski" решил провести разведку боем. Вдвоем с Максимом Ивановым, менеджером журнала и заядлым ски-экстримером, пакуем рюкзаки..." Так начиналась статья Валерия Адрианова, опубликованная в N 2 за 96-й год. О нашем путешествии к священной Белухе в июне 1995 года и первого спуска на лыжах с перевала Делоне (3.200).

Тогда, на Томских стоянках стоя под Аккемской стеной, у меня родилась идея снять настоящий экстремальный фильм о первом в истории о спуске с восточной Белухи (4.506 м) - высшей точки Алтая.

Бутылка

Щурясь в бинокль, я просматривал знаменитый маршрут пятой категории сложности - узкую ледовую горловину, расширяющуюся в форме бутылки. Это был хотя и сумасшедший, но единственный вариант на первый взгляд, дающий возможность спуститься по всей стене от самого верха - из-под восточной вершины.

Да и сам вид бутылки заставлял мое сердце учащенно биться, а мое больное воображение ski экстримиста прокручивало в голове всевозможные варианты этого авантюрного спуска. А внутренний голос, словно червяк, подтачивал мою решительность, спрашивая: "А будешь ли ты готов к этому?.." Намекая, по-видимому, насколько я осознаю всю безумность этой затеи и тех трагических последствий к которым может привести ошибка во время спуска...

Нынешняя экспедиция состоялась в начале августа 1996 года, в составе трех человек: меня и Игоря Щербакова. И будучи уже в лагере, на Аккемском озере, судьба свела нас с третьим участником нашей экспедиции - Дмитрием Щитовым - врачом и поклонником ski-экстрима из Новосибирска, приехавшего с целью спуститься с Белухи.

Основной нашей задачей было отснять небольшой рекламный ролик с красивым катанием. Оценить возможность спуска по "бутылке", по возможности поднявшись по ней и просмотреть другие варианты спуска с южной стороны, через Берельское седло и ледник Менсу. Наше пребывание в базовых лагерях обеспечивала туристическая фирма Ленальптурс. А основную часть по нашему обеспечению и безопасности взяли на себя Поисково-спасательная служба Горно- Алтайской республики в лице Валерия Якубовского и Аккемский спасательный отряд, руководимый Александром Китрисом.

Основательно затарившись в Альпиндустрии всем необходимым альпинистским снаряжением и запаковав свои экстримные SALOMON SUPER FORCE в чехол, приезжаю на вокзал. Но, наверное, читателю будет неинтересен мой рассказ о нашем пути от Москвы до нижнего лагеря. Хотя об этих пяти днях можно было бы написать довольно увлекательный рассказ, в качестве учебного пособия для туристов, желающих добраться своим ходом от Барнаула до Тюнгура, где находится нижний лагерь тур.фирмы "Ленальптурс". Поэтому события я буду фиксировать с момента нашего выхода из Тюнгура. Итак.

14 августа.

Приехав вчера днем, решаем выйти сегодня. Хочется успеть на открытие 14 чемпионата России по альпинизму. Выходим из лагеря часов в 10 утра, с таким расчетом, чтоб часам к четырем перевалив через длинный и муторный перевал Кузуяк быть у "березок" - места первого привала. Мои трекинговые SALOMON'ы легко без проскальзывания шагают на перевал. С погодой нам повезло. Сухо. С ужасом вспоминаю прошлогодний подъем под проливным дождем, когда после каждого шага съезжаешь ровно наполовину. А о спуске вообще думать не хочется. К половине второго были на вершине. Отдохнув и оставив по обычаю на ветвях кедра "дань" богам - лоскутки одежды - спешим вниз. Вес рюкзака на дает спускаться размеренным шагом, а заставляет тебя практически бегом проделать весь спуск за каких-то полчаса. Отдаленный шум напоминает о славящейся своими порогами и считающейся непреодолимым препятствием для водников реке Аккем. Плотно утрамбованная колесами трактора дорога, выйдя к левому берегу, пересекает луга и растворяется в водах мелкой ледниковой речушки. Дальше начинается тропа, обозначенная на карте штриховой линией. Она представляет собой узкий, вытоптанный копытами лошадей коридор в чаще Алтайского леса, уходящий вверх вдоль реки к Аккемкскому озеру. Бесконечные спуски и подъемы в местах, где в Аккем впадают многочисленные ледниковые речушки, отнимают много сил. А хочется успеть до темноты встать на сухую и ровную ночевку...

15 августа.

К трем часам вышли к озеру на К.С.С. Взгляд невольно устремляется дальше. Там, в шести часах ходьбы, виднеется знакомый контур Аккемской стены, с двумя высочайшими пиками Алтая, словно гигантская плотина, перегородившая ущелье. А двумя часами раньше, на тропе, выйдя из березовой рощи и увидев подернутую дымкой Белуху, я невольно остановился, прося гору принять и отпустить целым и невредимым.

На К.С.С. нынче непривычно многолюдно. Семь команд из разных городов России прибыло на чемпионат. С трудом находим местечко на берегу озера под живописным кедром рядом с "земляками" - Москва выставила на соревнования две команды.

16 августа.

С утра идет снег. Снаружи взгляд растворяется в молочной пелене. Тишина. Непривычное сочетание зеленого с белым заставляет усомниться в реальности уже кажущегося нам сказочным мира. Для Алтая такая погода летом считается нормальной, а для нас... Говорят, что погоду здесь делает Белуха. Она же колдует своими чарами над Аккемским ущельем, решая, кого отпустить, а чью душу оставить здесь, заставляя человека возвращаться сюда снова и снова. Вечером на К.С.С. встречаем бородатого человека с пристегнутыми к рюкзаку SALOMONами. Зовут Димой. Разговорившись, узнаем, что он фанат экстрима, что ему, так же, как и нам, не хватает зимы и острых ощущений. А побывав в прошлом году на западной вершине, у него родилась идея спуска на лыжах с восточной Белухи. Для нас это было приятной неожиданностью. Ведь теперь есть человек знающий маршрут и, возможно, готовый взять нас наверх. Об этом можно было только мечтать.

17 августа.

Днем, величественно сделав круг над озером на фоне Белухи и разогнав своими лопастями, зыбкое отражение Аккемской стены на водяной глади, прилетел "вертак". Сделав две заброски, он привез продукты и наше горнолыжное оборудование с "железом", оставленным нами в штабе П.С.С. в Горно-Алтайске. И, самое главное, прилетели Валерий Якубовский и оператор Сергей Поклонов. А это значит, что можно уже конкретно составить план наших дальнейших действий. Вечером состоялось открытие 14-го чемпионата России в снежно-ледовом классе. Открыл соревнования главный судья, член правления федерации альпинизма России, председатель коллегии судей Эдуард Коренев. Была и минута молчания в память о всех погибших альпинистах.

18 августа.

Сегодня первый день чемпионата проходит на ледовых сбросах горы Акоюк (3.670), что в полутора часах ходьбы от К.С.С. Для нас это прекрасная возможность покататься на леднике и заодно посмотреть на соревнования. Путь лежит через "долину семи озер". Поднявшись из ущелья и пройдя мимо водопада, тропа выводит к небольшим озерам, каждое из которых имеет свой цвет, в зависимости от ледника, питающего озеро. В основном преобладают оттенки синего цвета: это и бирюзовый, и цвет морской воды, и голубой. Есть даже высыхающее черное озеро с очень теплой водой. Язык ледника упирается в одно из таких озер, и если спускаться сверху, на перегибе кажется, что склон заканчивается в озере.

Мы пытаемся подняться без кошек, но из этого ничего не получается. Кажущийся издалека идеальным снежный склон на поверку оказывается обыкновенным льдом, прикрытым довольно толстым слоем мокрого снега. В средней части крутизна склона достигает 40о, и мы понимаем, что у нас могут быть проблемы. Так оно и выходит.

На участников соревнования, идущих на время ледовую стенку внизу справа от нас, уходит край лавины, подрезанный Игорем.

Ювелирно пройдя по всему краю и не задев никого из альпинистов, она грузно оседает в конце сброса, напугав судейскую коллегию. Диме удалось чисто проехать пологую верхнюю часть склона, но на перегибе его старенькие и драные лыжи не выдерживают крутизны и он, сорвав красивую лавину, метров двадцать скользить вниз. А лавина, растекаясь ниже, как гигантский осьминог захватывает своими снежными щупальцами еще не тронутые участки снега. Учитывая ошибки предыдущих спусков, я осторожно прохожу верхний участок, перепрыгиваю через трещину и последнее, что я успеваю сделать, это единственный поворот. Снег, сорванный кантами и плохо сцепленный со льдом на крутых участках, увлекает меня вниз. Метров семьдесят я мчусь в лавине под восторженные возгласы моих друзей, по ледовому желобу, открывшемуся под снегом. Где-то выше, звеня об лед, полетел мой ледоруб, а правая лыжа, обогнав меня, ушла под снег где-то внизу. Но нам все же удалось покататься по спущенным нами лавинам, получив удовольствие после длительного перерыва в катании.

19 августа.

Весь народ потихоньку перемещается на Томские стоянки в верхний лагерь, что в шести часах ходьбы от Аккемского озера вверх по леднику. Там начнется второй этап соревнований по сложным маршрутам массива Белухи. А у нас, возможно, появится несколько свободных дней, чтобы успеть до начала съемок сходить на Белуху. Мы решаем сделать заброску в верхний лагерь. Нужно унести все тяжелое: лыжи, ботинки и продукты, чтобы завтра вновь подняться налегке. Наш путь лежит через исток реки Аккем. Не очень-то хочется переходить его вброд. Ледниковая вода заставляет тебя сжимать зубы от "ледяной" боли в ногах. Кажется, что вода проходит сквозь твои конечности, вонзаясь в них тысячью иголок. Но сейчас уровень воды упал, и мы перебираемся по скользким валунам на другой берег. Резкий взлет вверх и тропка теряется в хаотичном нагромождении камней - здесь начинается морена. Издалека она кажется россыпью камней по бокам ледника. Но, подходя ближе, камни разрастаются порой до размеров двухэтажного дома. Это самая длинная и муторная часть пути. Бесконечные прыжки с камня на камень отнимают много внимания. Очень велики шансы подвернуть ноги или спустить на себя камнепад. Пройдя ледник и поднявшись по ледопаду, через час мы были на Томских стоянках, расположенных под Аккемской стеной напротив восточной вершины. Обитый жестью и раскаленный на солнце домик спасателей стоит на каменной вершине, нагроможденной сюда наплывшим и застывшим в форме ледового купола ледника.

Его тридцатиметровая шершавая сферическая поверхность с вертикальным основанием - идеально подходит для катания. Но нам надо спешить вниз. Хотелось бы успеть до темноты. Да и завтра все равно подниматься сюда же...

21 августа.

Сегодня выходим на Белуху. Обойдя ледовый купол с правой стороны, поднимаемся на ровную поверхность ледника. Зажатая с правой стороны скалами пика Делоне, а с левой каменной грядой ледовая дорога выводит нас к перевалу Делоне. Помня свой спуск с перевала на лыжах в прошлом году, я спокоен.
Тогда весь перевал был покрыт снегом и не вызывал особых опасений. Но сейчас, подойдя ближе, я вижу, что снега очень мало и на солнце поблескивает, уходя вверх с увеличивающейся крутизной до 50 градусов, 200-метровый леденистый склон, прорезанный открытым бергшрундом в основании. Уже нет времени на страховку и мы решаем подниматься на кошках вдоль скальной гряды, выходящей на самый верх перевала. Натечный лед возле камней заставляет задуматься о будущем спуске на лыжах на обратном пути. Но это все будет потом. И я об этом стараюсь не думать. С перевала открывается красивейший вид на бесконечные, уходящие за горизонт, пики Алтая и лежащий как на ладони цирк ледника Менсу с уходящим влево и разукрашенный поперечными разломами, как зебра полоской, одноименным ледником.

На вершине

Нам предстоит свалиться на лыжах с трехметрового карниза. Уйти вправо, прижимаясь к южным склонам Делоне, чтобы объехать систему разломов, перегородивших въезд в цирк и выйти на противоположную сторону цирка к Берельскому седлу.

Вес рюкзаков заставляет быть особенно внимательными на отвесном карнизе. Траверснув карниз, делаю резкий поворот. С трудом удерживая одинаковое давление на мои, подвижные SALOMONы, чтобы не завалиться набок, на все возрастающей скорости ухожу вниз по выполаживающимуся склону. За мной сваливается Дима. У Игоря проблема. Из-за большого веса рюкзака он не может нырнуть вниз, при этом не упав. Скинув вниз рюкзак, он догоняет нас в трехстах метрах ниже. Здесь мы съезжаем вправо, с тропы, вытоптанной альпинистами. И уже никто не может дать гарантию, что мы не загремим в закрытую трещину. Полагаемся только на память Димы, ходившего здесь в прошлом году, да на удачу, которая нам сейчас необходима.

С дистанцией в десять метров начинаем движение. Мне запомнилось мое ощущение ненадежности опоры под моими лыжами. С холодом в сердце я прислушивался к каждому новому звуку под лыжами, готовый в любую секунду среагировать, хотя прекрасно понимал, что сделать я, по- видимому, ничего не успею. Проскочив на скорости по снежным мостам через несколько трещин, прижимаемся к скальным склонам Делоне, траверсом спускаемся вниз, и через полчаса выезжаем на тропу. Потеряв много времени на съемки на Делоне, мы не успеваем подняться на Берельское седло. Быстро поставив палатку на тропе, решаем сделать заброску лыж как можно выше, чтобы завтра сэкономить силы и время, быть на перевале Т.К.Т. под Белухой. Возвращаемся уже в сумерках, практически сбегаем вниз, нагло перепрыгиваем трещины. Постоянно хочется пить; и часа два у нас уходит на растопку снега с запасом на завтра.

22 августа.

Утром все лишнее и основную часть продуктов упаковываем в целлофан и, присыпав снегом, оставляем на месте ночевки. Путь предстоит не длинный, но крутой взлет на седловину и множество трещин отнимают много времени. А звенящая тишина, словно дополнительная тяжесть, давит на тебя со всех сторон.

Выйдя к Белухе, находим под перевалом Т.К.Т. вырытую в снегу площадку - идеальное место, как нам кажется, для палатки.

Так же, как и вчера, несмотря на явное ухудшение погоды, мы решаем занести лыжи по возможности выше. Оставляем их в скалах в трехстах метрах вверх по склону. Сидя в палатке, слышим, как все громче и настойчивее становится шуршание снега о палатку. К вечеру сильный ветер и снег ограничивают видимость до трех метров. Мы понимаем, что при такой погоде удаляться больше чем на 5 метров от палатки просто опасно. Остается только ждать улучшения в погоде.

23 августа.

Утром просыпаюсь от головной боли. В палатке почему-то темно. Чувствую, что как будто что-то давит на грудь. Тяжело дышать. Продрав глаза, понимаю, что за ночь бесконечный ураганный ветер и плотный снег сделали свое дело. Палатку занесло снегом почти полностью. Только одна верхушка пропускает свет. В закупоренную палатку наваливший снег не пропускал кислород - отсюда одышка и боль. С трудом отвалив снег, через узкий проход вылезаем из палатки. За ночь снег полностью засыпал нашу площадку и наши следы. И, что самое неприятное, погода нисколько не улучшилась. Поговорив, решаем, что два человека должны идти за лыжами, и если погода к завтрашнему утру не улучшится, то придется экономя продукты ждать прояснения .Оставив Игоря в палатке, мы с Димой уходим вверх. Как назло, ветер усиливается. Но снег стал падать менее плотно.

Добравшись до лыж, траверсом спускаемся к скальной гряде. Надев рюкзак Игоря с его лыжами, начинаю плавными дугами осторожно, чтобы не сорвать лавину, спускаться. Сквозь рев ветра слышу, как Дима кричит снизу, чтобы я забирал правее. Я знаю, что слева склон обрывается ледовым сбросом, под которым и находится наша палатка. Сквозь порывы снега я вижу Диму, но мне кажется, что он стоит слишком далеко, и я упрямо держусь левее. На очередном повороте лыжи не находят опоры, и я проваливаюсь в снежную метель.

Все происходит мгновенно. Пролетев метров десять вниз головой, я врезаюсь в метровый слой свежевыпавшего снега. Очень мягко. Игорь, видевший это, говорит, что это было красиво. Я был, наверное, похож на карлсона с пропеллером в виде лыж за спиной. Отделавшись легким испугом и притоком адреналина, я понимаю, что второго раза может и не быть. Но я ошибся.

24 августа.

Исине чистое небо и розовые склоны от восходящего солнца встретили нас утром. Уровень облаков находится где-то ниже нас, и там, до самого горизонта, протыкая своими вершинами пелену облаков, стоят горы. Мы с Димой после некоторых сомнений решаем воспользоваться такой возможностью и пойти на Белуху. Игорь уходит вниз вместе с ночевавшими рядом с нами альпинистами из сборной Москвы. Ему тяжело.

Нам предстоит обойти скальную вершину с левой стороны, со склонов которой мы вчера спускали лыжи и, выйдя на гребень, дойти до вершины. Маршрут, в общем-то, несложный, третьей категории сложности, но после снегопада повысилась лавиноопасность. Можно было подрезать доски. Я старался подниматься рядом со скальной грядой, обходя явно готовый сорваться снежный надув. Поленившись, я решил срезать верхнюю часть, которую благополучно и сорвал на себя. Я летел кувырком метров пятьдесят в полутора метрах от острых скал. У меня было две мысли: "голова" и "мама". К счастью, крутизна склона не позволила мне кувыркаться остальные триста метров и, попав на сбросы, сгинуть в бергшрунде. Минут десять я приходил в себя, отплевываясь и вытаскивая снег из ушей и носа. Только потом почувствовал тупую боль в икре. Кошкой, во время падения, я проткнул себе ногу. Рана была неопасная. Помня что это уже второй случай за два дня и понимая что такие вещи просто так не происходят - я кричу Диме чтобы он шел один.. Да и мой внутренний голос говорит мне, что третий раз кончится плачевно.

Стоя у палатки с камерой на готове, я слышу восторженные крики сверху. Взбивая фонтаны снега, мгновенно уносимые ветром, Дима ехал по краю гребня от вершины. Я не ожидал его увидеть так быстро. Черная точка перемещалась по линии, разделившей пространство на два цвета: внизу белый - очень крутой склон со сбросами, оставленный нами на будущий спуск; вверху - голубое бездонное небо, успокаивающие своей чистотой. Исчезнув за скальной вершиной и заставив меня поволноваться, Дима появился на склоне через минут пятнадцать, траверсируя склон по диагонали небольшими дугами и спуская вниз лавинки. Он подъехал к сбросу перед палаткой. Спрыгнув вниз, он исчез из моего поля зрения за перегибом. Я только услышал непонятный шум. Как потом рассказал Дима, он сорвал лавину, проехав в ней по пояс в снегу. Итак, потеряв целый день из-за непогоды, теперь мы торопились вниз. Хотелось бы сегодня быть на Томских стоянках. Проезжая на лыжах целинные склоны, пускаем слюни от невозможности из-за тяжести рюкзака и нехватки времени покататься в целине. И только перед спуском в цирк мы скидываем рюкзаки под склон. И налегке раскатываем спуск. Почти что все силы уходят при подъеме на Делоне, на который мы в буквальном смысле вываливаемся из последних сил из-под карниза.

Теперь приходится думать, как спуститься с перевала как можно быстрее до темноты. На наше счастье, с нами были альпинисты из Новосибирска, которые и помогли спустить вниз наши рюкзаки. А мы налегке скатывались в свое удовольствие по покрытому плотным слоем снега перевалу .

Следующих два дня у нас ушло на съемки ролика. Первый день снимались под самой "Бутылкой", на бергшрунде. Но мы не учли состояния снега, и красивых съемок не получилось. Зато засняли лавину, сорвавшуюся со стены метрах в трехстах левее от нас. Мы услышали только гул и увидели внизу оператора Сергея, который как сумасшедший подпрыгивал на месте, махая руками. Просматривая потом пленку, я понял, что это было действительно завораживающее зрелище и нам крупно повезло, что мы не оказались на пути лавины. Она была похожа на живого зверя, с огромной скоростью пожиравшего склон своей белой дымящейся пастью. Второй день мы отсняли на Делоне, попрыгав с камней и через бергшрунд.

К сожалению, время нас поджимает, и нам пришлось быстро спуститься вниз, к озеру. Не успели, как следует прийти в себя, через день уходим вниз в Тюнгур - пройдя двухдневный маршрут за двенадцать часов. Это был своего рода марафон на выживание. А на следующий день, сев на Димкину машину и за сутки проехав более 800 километров, вечером мы садились в поезд до Москвы.

И только дома я стал приходить в себя после многочасового отмокания в ванне, залечивая распухшие до безобразия растрескавшиеся губы, перебирая и осмысливая все то, что пришлось пережить.

И теперь, когда я частично осуществил свою мечту, и первый в истории спуск с Белухи был совершен ski экстримерами, я окончательно понял, что в таких мероприятиях твоя жизнь и успех зависит не столько от мастерства, сколько от твоей психологической готовности и состояния тех людей, с которыми ты идешь в одной команде.