На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

СНОУБОРДИНГ В РОССИИ
Впечатления канадских сноубордеров-профессионалов от поездки на Кавказ

Канадские сноубордеры находят русские курорты слаборазвитыми, но условия катания – первоклассными.

Клэр Огилви (Clare Ogilvie)

Перевод: Анатолий Чухломин

 

Предисловие переводчика

Надо признать, что оригинал этой статьи - не шедевр журналистики, однако я перевел ее и предлагаю вниманию русских читателей потому, что она является своего рода дополнением к ранее опубликованной на этом сайте статье «Русский фронт» и отражает российские впечатления профессионалов другого рода: не профессиональных проектировщико горных курортов, но профессиональных райдеров, которые этими курортами пользуются.

Брэйн Савард (Brain Savard) и Шин Кэмпэс (Shin Campos), сноубордеры-профессионалы из небольшого городка Вислер в канадской провинции Британская Колумбия (Whistler, British Columbia, Canada) Как и положено профессионалам, они часто ездят повсюду и снимают фильмы на деньги их спонсоров – компаний K2 и NITRO соответственно. История умалчивает, каким образом в их головы пришла мысль поехать в Россию. Очень даже возможно, что под впечатлением баек соседа Пола Мэтьюса, главы компании Ecosign Mountain Resort Planners, который стал в последние годы общепризнанным экспертом по России, с тех пор, как начал активно проектировать горные курорты по заказам крупнейших российских компаний, таких как «Газпром», «Интеррос» и т.д.

 

Куда поехать – вопрос не стоял, конечно в Красную Поляну, российский горный курорт, который в последнее время является своеобраззной «витриной» достижений российской альпийской индустрии.

Это было тем более интересно, поскольку Вислер также, со своей стороны, давно является курортом №1 не только в Канаде, но и во всей Северной Америке. Много схожего и в географическом положении, климате. Красная Поляна, как известно находится в 50 км. от побережья Черного моря, ровно столько же – от Вислера до побережья Тихого океана.

Подобно тому, как дела Красной Поляны инспектирует российский премьер Михаил Касьянов, канадский премьер Жан Кретьен с точно таким же инспекторским визитом несколько недель назад был в Вислере.

Ваш покорный слуга как раз проводил самый обычный урок (я работаю инструктором в горнолыжшой школе на этом курорте) и, сопровождаемый двумя старательными новичками-китайками из Сингапура, скребся вниз по пологому широкому склону, когда из огромного шатра, раскинутого сбоку на поляне, вышел канадский премьер Жан Кретьен на пару с премьер-министром провинции Бринанская Колумбия «Пяницей» Гордоном Кэмпбелом (свое ласковое прозвище наш премьер получил прошлой осенью, когда американская полиция арестовала его на Гаваях пьяного в стельку за рулем, что, впрочем, нисколько не убавило его популярности в народе). За ними гуськом потянулись члены Международного Олимпийского Комитета, завершая окончательную инспекцию перед предстоящим голосованием в июле 2003 года по кандидатуре на проведение зимней Олимпиады 2010 года. Я было притормозил, пропуская всю эту компанию, но господин Кретьен сделал рукой широкий жест: «После вас, сэр».

Интересно, как бы это выглядело в сходной ситуации в Красной Поляне - столкнуться носом к носу с Путиным?

 

Итак, слово профессионалам, людям-доскам, как ласково именует сноубордеров мой старинный друг доктор Базилевич, которого я, пользуясь предоставленной возможностью, хочу поздравить с наступившим 17 июня 2003 42-м днем рождения.

 

 

 

Представьте себе: вы высаживаетесь на плато в глубокий до пояса, нетронутый, пушистый, свежий снег. Теперь представьте, что вы попали сюда на двухместном кресельном подъемнике в числе не более чем 400 человек за день.

 

(Уж и не знаю, что они имели в виду, сообщая эту цифру: то ли, что подъемник был очень тихоходный, то ли народу на горе было очень мало. Скорее всего последнее, потому что даже самый допотопный парнокресельный подъемник перевозит уж ни как не менее 240 человек в час. Для сравнения: производительность некоторых современных креселок – более 4000 чел/час. Прим. переводчика.)

 

Добро пожаловать в Россию, лыжники и сноубордеры!

 

«Это было как хели-скиинг с вершины этой горы», говорит К2 профессиональный сноубордер Брэйн Савард, который только что вернулся назад в Вислер из поездки на Кавказ (дело было в феврале 2003 года. Прим. переводчика).

«Там на верху был горизонтальный хребет, растянувшийся на киломеры в обе стороны. Вы просто можете пройти вдоль хребта и катиться в любом месте, где только захотите.»

Савард и NITRO сноубордер Шин Кэмпэс путешествовали с фотографом Дэном Хадсоном (Dan Hudson), чтобы открыть для себя последний, великий неисследованный край – русский лыжный курорт.

Они прилетели в Сочи, всесезонный курорт на Черном море. Потом они проделали путь около 100 км. (Что-то долгой показалась им дорога. Прим. переводчика)

Сочи – самое северное субтропическое место на Земле», говорит Савард. «Везде пальмы, пышные тропические растения, а климат при том умеренный, что довольно уникально.»

Примерно через час езды команда оказалась на лыжном курорте. Было облачно, но на следующий день вышло солнце, и вершины так и просили их покорить.

«Мы спускались в глубоком, по пояс, снегу среди вековых берез», говорит Савард. «Я никогда не видел что либо подобное. Это местная аномалия. Я говорю о стволах деревьев, которые метр с лишним в обхвате и высотой тридцать метров. Это было просто прекрасно.

Здесь (в Вислере) у нас деревья с плотными кронами и только немного снега проходит через них. Но в Красной поляне среди деревьев прекрасная видимость, они растут неплотно, снег проходит через ветви, так что это превосходное катание по целине среди деревьев. Это было потрясающе.»

 

(Тут, наверное, надо пояснить почему столько восторгов по поводу самых обычных берез. Дело в том, что в Вислере деревья на склонах исключительно хвойные и густые, снег ложится на ветки и когда потом осыпается - вокруг ствола образуется колодец, порой глубиной несколько метров. Это вещь довольно опасная; в истории курорта было несколько случаев, когда люди просто погибали упав в эту яму и не сумев выбраться.Прим. переводчика)

 

Гора высотой 3 238 метров имеет четыре парнокресельных подъемника идущих на вершину по прямой линии. Технология и оборудование на горе – определенно в зачаточном состоянии, но великолепные условия катания затмевают все эти недостатки.

«Непрерывный спуск с перепадом в полтора километра!», говорит Савард.

«Дневной пропуск на подъемник стоит 15 американских долларов.»

(Много это или мало? В Вислере – он ровно в три раза дороже. Однако покупая пропуск на подъемник, вы платите в конечном итоге за время проведенное на склоне, а не за сидение в кресле и стояние в очереди. Максимальная скорость современного подъемника с отделяемыми креслами – до 5 м/c, примерно втрое быстрее, чем с неоделяемыми. Если вы планируете подняться на гору пару раз за день, посидеть в кафе и позагорать - для вас практически не имеет значения - сколько времени вы затратили на подъем, но если ваша цель выжать максимальный километраж из затраченных на пропуск денег, то скорость подъема для вас имеет существенное значение. Не буду утомлять читателя скучными расчетами, скажу только, что наши сноубордеры накатывали в Красной Поляне вдвое меньший километраж за единицу времени, чем в Вислере. Прим. переводчика)

 

Большинство лыжников и сноубордеров были местные или очень большие энтузиасты, которые прилетели из Москвы на выходные.

 

«Вы можете прилететь сюда из Москвы за 85 американских долларов», говорит Савард.

«У них у всех современная экипировка. Если им по карману лыжный спорт, им вполне по карману покупать современное снаряжение и у них все это есть в Москве. Там достаточно магазинов, продающих инвентарь для сноубординга и исключительно все вокруг нас имели самый современное снаряжение и одежду.»

 

 

Сочи принимал до трех миллионов отдыхающих за год во времена коммунистического режима, когда все работающие имели оплачиваемые государством отпуска. В настоящее время местные жители ищут пути поддерживать жизнь курорта.

Савард считает, что как только многие люди узнают о таких великолепных природных условиях и стоимости проживания в отеле с завтраком, бассейном, бильярдом, столом для пинг-понга и автобусом до горы за всего лишь 16 американских долларов в сутки, все больше иностранных туристов будет приезжать в Красную Поляну.

 

«Даже с учетом полета от Москвы и обратно - это совсем не дорого», говорит он.

«Хели-скиинг - самый дешевый в мире. Это стоит 250 американских долларов за день и компания гарантирует шесть спусков в день. (В Вислере – 700 долларов с человекав за те же 6 спусков в день. Прим. переводчика) Мы летали здесь на МИ-8, огромных, как летающие школьные автобусы. Они берут 24 пассажира и настолько мощьные, что стартуют прямо вертикально вверх. Было довольно весело летать на этих русских сумасшедших военных вертолетах»

 

Не так весело было вдыхать густой черный дым, который пробивался в щели иллюминаторов этих вертолетов, но Савард говорит, что они себя чувствовали в полной безопасности во время каждого полета.

 

Из Сочи команда отправилась в путь продолжительностью 14 часов на Эльбрус – высочайшую точку континентальной Европы. Они останавливались 18 раз по дороге. Не потому, что им так хотелось, но потому, что так хотелось местной дорожной полиции.

«Если вы вышли из машины на шоссе и не захлопнули за собой дверь, вы будете оштрафованы,» говорит Савард. «Там невероятное количество самых мелких вещей, за которые вы можете быть оштрафованы, просто сумашедший дом»

 

Савард говорит, что снежные условия на Эльбрусе были не очень, но впечатления были незабываемые.

 

Гора Эльбрус, потухший вулкан, имеет несколько интересных кулуаров, сформированных потоками древней застывшей лавы и огромное количество спусков на выбор.

Чтобы попасть наверх, лыжники и бордеры забираются в в вагон подвесной канатной дороги.

«Нет никакой организованной очереди, так что люди просто протискиваются, отталкивая друг друга, чтобы попасть внутрь. Там такой проход с высокими металлическими стенами, как в загоне для скота, который ведет вас в темное помещение, где происходит посадка в вагон. Довольно дико.»

 

Поднимаясь вверх и смотря вниз на городок у подножия, Савард мог наблюдать яркий, бросающийся в глаза пример реалий жизни в современной провинциальной России. Никаких пятизвездочных отелей, замусоренные тротуары и сытый истэблишмент. Иначе выглядят местные, все, без исключения, дружелюбные и услужливые, поглощенные заботами о добыче средств к существованию.

«Вы можете видеть пожилых женщин за торговыми рядами прямо возле станции канатки. Все пространство было буквально затянуто бельевыми веревками с висящей на них одеждой и товарами, даже вдоль прохода на канатку. Там было на что посмотреть.»

 

(Не будьте такими снобами, ребята! Практически то же самое можно наблюдать в Вислере летом в каждое воскресенье. Правда бельевых веревок нет – муниципалитет предоставляет столы и шатры за умеренную плату. Фермеры продают местные фрукты, овощи, мед, немудреные поделки и картины. И все это происходит в самом центре, у фасада самого лучшего в городке пятизвездочного отеля. Туристам очень нравиться. Прим. переводчика.)

 

Контрасты современной России сделали даже организацию этой поездки довольно трудоемкой; Савард провел много часов в поисках прежде чем, наконец, нашел сайт www.in-russia.com туркомпании в США, специализирующейся на организации поездок в Россию.

Они организовали эту поездку для него, и Савард говорит, что Россия это определенно не то место, куда можно ехать без переводчика и детально проработанного плана.

Савард также слетал на вертолете на Эльбрус и хотя, по его словам, хели-скиинг был не такой сложный, как ему бы хотелось, для других членов группы (видимо уровнем несколько пониже. Прим. переводчика) - это было превосходно.

«Для тех, кто хотел покататься по целине были длинные спуски и хороший снег – условия были почти идеальные», говорит Савард, который сам был своего рода шоумэном для остальных членов группы.

«Людям было интересно наблюдать наши спуски, потому что мы часто делали прыжки со скал, так что мы были для них хорошим развлечением. Было много криков, свиста и шума со стороны остальной толпы. Это было здорово!»

Савард говорит, что он уже подумывает о следующей поездке в Россию.

«Мы были покорены этими горами, качеством катания и склонами,» говорит он.

«Впечатления были незабываемыми».

 

 

Короткое послесловие переводчика

 

Итак, наши избалованные канадские профи определии уровень развития лучшего российского курорта словом «rustic», что можно перевести на русский – сельский, деревенский, равно как и - простой, грубо сработанный, неотесаный.

Да, то что они привыкли принимать за должное у себя дома, претворится в жизнь в Красной Поляне только к 2015 году, согласно Программе создания и развития горно-климатического комплекса Красная Поляна

Однако там есть то, что невозможно создать руками людей: первоклассные горы, первозданная природа, уникальный климат, (определенно лучше, чем на нашем, лучшем североамериканском курорте) и, судя по взятым темпам развития, Красная Поляна превратиться в один из лучших курортов в мире скорее, чем это многие ожидают.

Кроме того, Кавказ - не единственное в России место, где горные курорты растут как грибы – Урал, Сибирь, Алтай... определенно нашим ребятам-досочникам придется крепко потрясти своих спонсоров, чтобы объехать хотя бы часть этих мест...

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2016

Вход | Регистрация