На лыжах с гор

Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Бэк-кантри в Кировске или свинья везде грязь найдет.

Лиза Тамбовцева

Действующие лица и исполнители:
Ребе – Виталий
Оператор – Мишка
Я – Лиза (в свитере)

Три мудреца в одном тазу
пустились по морю в грозу…
(детский генуэзский стишок)

Пролог

Началось все с того, что по Питерской лыжной рассылке промелькнуло сообщение: «На Красном озере осталось 30 м снега». А дальше вступила в действие простая логика – если в Питере есть снег, то в Кировске он есть тем паче. И вот уже ребе звонит квартирной хозяйке, бронируя нам жилье, Мишка приводит в порядок машину, а я еду в поезде Москва – С.-Петербург (соседи по купе, глядя на мои лыжи, удивленно спрашивают, с затаившейся тоской в глазах: «А что, в Питере есть снег?»).

11 июня 2003 года в 2 часа пополудни мы стартуем из Санкт-Петербурга в Кировск, а в 3 утра на следующий день ( то есть 12 июня) мы снова в знакомой квартире на 50-лет Октября и создается впечатление, что никуда с майских и не уезжали..

День 1 (12 июня 2003г.).

И был день первый, и птицы садились у ног твоих…
(Б. Гребенщиков)

Встали мы поздно (потому, как с утра была метель, видимость желала лучшего, мы устали, да и опять же праздник) и из дома выползли только в начале второго. Заранее составленного пл0на, где кататься у нас не было. Единственное, что хотелось – спуститься по кулуару в районе перевала Географов. А в остальном – что приглянется, там и покатаемся. Поехали в сторону 25 км. Для разминки решили начать с горы Кукисвумчорр – туда и лезть было удобно и спуск хороший – длинный и широкий. Это кулуар на «противоположной» от 25 км стороне г. Кукисвумчорр, который идет вниз от «Щели». Надо сказать, что мы были не одиноки в своем порыве, потому что через четверть часа к нам присоединилась группа ребят из Мурманска. Подъем наверх занял около часа, спуск – где-то километровый, очень приятный. Снег скорее весенний, чем летний; не проваливается и не кислый.

Следующий подъем мы решили сделать на г. Поачвумчорр – это напротив Кукиса. Кулуар хорош тем, что выходит прямо на дорогу и нам не надо от него долго идти к машине. Ребе там разыскал карниз, и мы с него прыгали. Домой вернулись в 11 часу и оценили все преимущества полярного дня – не надо вставать в 5 утра, чтобы успеть засветло, нет проблем с тем, что куда-то надо быстрее, а то не успеем. Еще одно приятное отличие от бэк-кантри на Кавказе – низкие сопки. Экстрима можно найти столько же, а карабкаться не так высоко и не надо высотной акклиматизации.

День 2 (13 июня 2003г.).

– Виталик, а ты читал описание, как сюда идти?
– Да, «в лоб».
– Хорошо…
– Только надо иметь с собой кошки и ледовый инструмент
– А у нас хотя бы веревка есть?
– Нет…
(разговор на подступах к перевалу Географов)

Сначала мы решили размяться в каком-нибудь небольшом кулуарчике на г. Вудъяврчорр. Одна проблема – рядом с горой течет речка, метров в 5 шириной. Но нам так хотелось снега, что мы разделись и перешли ее вброд, хотя купание в ледяной воде никогда не было моей сильной стороной.

Спустившись по кулуару (где ухитрились снова попрыгать, на сей раз через небольшие скальные выступы), пошли к перевалу Географов. От того места, куда мы спустились, до подходов к нему надо идти полтора часа по лесу. Историческая справка – перевал Географов находится между вершиной Тахтарвумчорр и г. Вудъяврчорр, на высоте 841 метр. Ведёт от озера Малый Вудъявр в долину правого притока реки Большой Белой. А тот кулуар, в который мы поднимались находится прямо на г. Вудъяврчорре и до Тахтарвумчорра от него довольно далеко. Дойдя до подножия Вудьяврчорра, мы попали в удивительное место – огромная поляна, на которой зацветает тундра (сюда надо вставить фотографию цветов), светит солнце, очень медленно идет редкий снег, справа – перевал Географов, а нам прямо, где вдали виднеется черно-белый и очень неприветливый кулуар – наша цель!

Кулуар действительно брали «в лоб». Покрытие – жесткий наст, а сверху 10 см мягкого снега. На верху он сужается и становится круче, достигая уклона около 45-50 градусов. Наст пробивается с большим трудом, идти действительно лучше с ледорубами и в кошках. И во время восхождения надо держать дистанцию, чтобы сорвавшийся Мишка, который мужественно топчет тропу, не снес вас. Подъем занял около 2 часов.

Лиза
Лиза лезет в кулуаре рядом с перевалом Географов

Спуск по этому кулуару представляет собой борьбу за жизнь. Очень узко, очень жестко. Очень интересно и очень познавательно. Ощущаешь, что не зря карабкался наверх, на спуске отрабатываешь каждый метр подъема.

Виталик
Виталик начинает спуск по кулуару рядом с перевалом Географов

Внизу мы решили, что нам не хочется еще час идти по лесу до места нашего первого брода, благо речку отсюда видно, за ней начинается дорога, а по дороге идти проще и удобнее. Мы не учли только одного – от речки, которую мы более или менее бодро форсировали, до дороги надо идти минут 20 по болоту. Голыми по пояс мы шли, шли и шли, болото не кончалось. Я рыдала в голос. И вдруг о чудо – дорога! И можно одеться и больше никакие колючки не будут хватать за мокрые и холодные ноги. А в конце дороги машина, а там, в термосе литр глинтвейна! Никогда еще он не был таким вкусным!

Брод
Форсируем реку

День третий – чудесный (14 июня 2003г.).

Стою на асфальте, ноги в лыжи обуты…
(народная поговорка)

А чудо в том, что после купания в болоте мы не простудились, а после лечения не страдали головной болью!

Все дороги ведут в Рим, а в Кировске в июне они почему-то вели на 25 км за профилакторий, в карьер. (Справка: карьер находится за оз. Малый Вудьявр, в долине между Кукисвумчорр и Поачвумчорр) Мы решили в этот день особенно не напрягаться и начали с кулуара на г. Вудъяврчорр, а потом решили снова попрыгать (на Поачвумчорре) и устроить фото и видео сессию. Ради фотографии я четырежды прыгала с карниза, хотя мне и подойти к его краю было страшно. Ни одна из фотографий не получилась. Как я не люблю фотографов!! А потом настало время уходить с горы.

Спустившись вниз, довольный Мишка сказал, что на это раз мы точно уже закрыли сезон. А через 2 минуты мы снова шли наверх. Нам так не хотелось уезжать.

Эпилог.

Выехали из Кировска рано утром. По пути заехали на Кивач – заповедник с водопадом. Пообедали с видом на водопад, выкурили последнюю сигару и поехали в Санкт-Петербург. А в понедельник утром я была уже в Москве.

В заключение еще раз о преимуществах бэк-кантри в Хибинах.

• можно ходить без гида – нет трещин, виден весь кулуар (снежник).
  • Летом вы не зависите от времени суток – полярный день. Поэтому не надо просыпаться на рассвете и выходить затемно!! Можно сделать столько подъемов, сколько захотите.
  • все подъемы небольшие. Вряд ли Вам придется идти больше 3 часов.
  • не нужна высотная акклиматизация.
  • очень красиво.

(фотографии автора)

Кулуар г. рядом с перевалом Географов.
Мы лезли и спускались по самому левому

Кулуар на г. Вудьяврчорр
Кулуар на г. Кукисвумчорр
Кулуар на г. Поачвумчорр (прыгательный)
Скорее всего оз. Малый Вудьявр, но я не уверена. Озеро находится около г. Поачвумчорр