На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати
Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015

Все течет, все меняется. Новая жизнь курорта Эльбрус.

Текст Света Кузнецова, фото Дарья Стеценко. 2015

Кто бывал в Приэльбрусье, тот знает — время здесь как будто остановилось. Приезжаешь после значительного перерыва, а такое впечатление, что оставил это место буквально вчера. Вокруг все те же горы, все те же люди, Чегет с буграми и Эльбрус с очередями.

Справедливости ради стоит сказать, что долгие очереди на Эльбрусе уже давно канули в лету. С тех пор как дотянули новую канатную дорогу до станции Мир этой проблемы вот уже несколько лет, как не существует. Но оставались другие, такие как неухоженные трассы и малое их количество, снегоходы, ездящие среди людей, отсутствие элементарных удобств, плохо отлаженная система оснежения и т.д.

Традиционно, когда поднимались эти вопросы, ответ был примерно следующим: «Люди сюда не за комфортом ездят.» И для значительной части приезжих это было так. Чегет и Эльбрус великолепные фрирайдные горы.

Чегет знаменит своим северным склоном, куда не попадает солнце и снег остается пушистым даже, когда на соседних склонах все уже в хлам убито, кулуарами, крутым наклоном. Эльбрус же, как лыжная гора, обладает несколькими уникальными свойствами:

Во-первых — в зоне ледников снег не тает никогда. А следовательно, при желании, кататься можно хоть круглый год. Правда, летом придется забраться повыше. Для Эльбруса нормально, когда катальный сезон начинается в ноябре, а заканчивается в мае. В советские времена летом на ледниках Эльбруса, тренировалась горнолыжная сборная, а с конца 90х и до 2009 года в июле месяце проводились летние сноубордические лагеря.

Во-вторых — протяженность трасс. Основная канатка сейчас ведет на 3500 до станции Мир. Оттуда можно на старой креселке добраться на 3800, плюс ко всему — на ратраке до 4200. Т.е. перепад высот только со станции Мир до Азау составляет 1150 м. Если ехать без остановки — ножки успеют немного устать ;))

В-третьих — разнообразный рельеф, делающий Эльбрус привлекательным для фристайлистов.

Все эти преимущества дала курорту матушка природа, они начали осваиваться горнолыжниками в 60х — 70х годах. Именно тогда была создана инфраструктура курорта, которая не особо-то и изменилась вплоть до недавнего времени. Вокруг вырастали новые лыжные станции, облагораживались старые, а на Эльбрусе время текло размеренно и неспешно.

Но этим летом и наш курорт очнулся ото сна! На Эльбрусе активно стали работать над построением и усовершенствованием существующих трасс. Масштаб проведенных земляных работ впечатлял. По склонам расползлась тяжелая техника, взрывали скалы, копали грунт. В некоторых местах рельеф изменился до неузнаваемости. Когда основные работы были закончены, по трассам прошли люди, они вручную убрали крупные камни. Поэтому на отрезке Мир-Кругозор можно было уже кататься, как только на этой высоте лег снег.

Как известно любителям горных лыж, с где-то с с середины октября начинаешь все чаще открывать прогноз погоды, в надежде увидеть там приближающуюся снежную тучу. Но этой осенью она упорно облетала Кавказ стороной. И тк курорт Эльбрус находится на значительной высоте, то и температуры здесь ниже, чем на других Кавказских лыжных станциях. Поэтому с первыми морозами была включена система оснежения, ребята работали и днем и ночью. Ночью насыпали снежные кучи, а днем их растаскивали ратраками. В результате участок трассы между Кругозором и Азау был практически весь пригоден для катания к 7 декабря — официальному открытию катального сезона.

В общем-то к этому моменту можно было спустится на лыжах с самого верха, т.е. с Мира. Этот склон стали утюжить ратраками, как только он смог там проехать. Курорт открыли вовремя, не смотря на сложную снежную обстановку. Конечно, на первый раз не смогли сделать все идеально, на трассе оставалось два небольших каменистых участка, которые по-хорошему надо было преодолевать пешком. Но на фоне того, что на всем Кавказе не было снега и Эльбрус стал единственным местом, где можно было утолить жажду катания после длинного межсезонья — сработали хорошо.

Кроме того на курорте провели работы не столь заметные для глаз отдыхающих, как расширение трасс: усовершенствовали систему контроля и выдачи ски-пассов, увеличили штат спасателей, построили новую кассу с удобным подходом, а так же (и это стоит отметить отдельно;)) наконец-то возвели отапливаемый санузел на станции Мир! Конечно, не архитектурный шедевр, но функции свои выполняет отменно, в отличие от старого скворешника с прекрасным видом на трассу, в котором можно было и ногу сломать…)))

Пик сезона для горнолыжного курорта — это, конечно, новогодние праздники. В связи со сложившейся экономической ситуацией в стране, мы ожидали большего, чем обычно наплыва туристов. Но никто не предполагал, что их будет так много. Видимо, этому поспособствовали и цены на ски-пассы, объявленые еще до обвала рубля. Но наша станция на этот раз с честью выдержала это испытание!

Канатка работала на полную мощность, поэтому очередь на подъемник, выглядевшая со стороны устрашающе, почти как «петля Горбачева» в перестройку, не занимала больше 15 минут времени.

Трассы со стороны выглядели совершенно как муравейник, но при этом люди не мешали друг другу, не сталкивались — всем хватало места. Те летние работы не прошли даром — результат на лицо.

Еще одно новшество на Эльбрусе — трассы теперь ратрачат каждую ночь! Когда вечером канатку закрывают, в на смену выходят трактористы. И утюжат трассу порой до 6 утра, в зависимости от состояния склона.

Так что каждое утро горнолыжников и сноубордистов ждал самый настоящий вельвет. А местные любители фрирайда, кажется, превратились теперь в фанатов трассы)) Тк с Мира до Азау теперь можно проехать без поворотов, только по рельефу — очень приятное ощущение.

Конечно, не обходилось без происшествий, все-таки горы есть горы, сноуборд и горные лыжи травмоопасные виды спорта. Но на трассах дежурят спасатели, они оказывают первую помощь пострадавшим, эвакуируют со склона, и далее, при необходимости, машина скорой помощи доставляет раненых в больницу или травмпункт.

Под самый новый год снизошла на Кавказ благодать. Краник открылся и наши горы, как и горы соседей стало засыпать снегом со страшной силой! Снег в горах — это и радость и угроза. После первого двухдневного снегопада во многих местах сошли лавины, некоторые из них сбили намеренно, но было и много самосходов.

Потом начался второй снегопад, принесший с собой около метра снега. В какой-то момент станцию пришлось закрывать, чтобы не рисковать людьми и обработать склоны. Но это не могло омрачить радости по поводу долгожданного снегопада.

Закрыли не только станцию, но даже дорогу от поселка Эльбрус до Азау. И не зря, тк несколько лавин высыпались прямо на федеральную дорогу, в районе поселка Байдаевка и выше Терскола. На следующий день с восьми утра лавинщики обстреливали склон. Но опасность схода лавин не остановила работников канатной дороги Эльбус)) Они в буквальном смысле слова прорывались на работу.

Пушки еще обстреливали Чегет, а наши спасатели уже приступили к разгрузке склонов. Чуть позже начали ратрачить трассу Азау — Кругозор. И к обеду, как раз, когда открыли дорогу  машинам — канатка стала поднимать людей. Весьма оперативно! А на следующий день, как только немного распогодилось, также расторопно подготовили для катания и участок склона между Миром и Кругозором.

Единственным неприятным моментом этих суматошных дней, стал транспортный коллапс в районе Азау и Чегета. Людей на машинах приехало очень много, и хоть в Азау и расчистили дополнительные парковки, утром и вечером образовывались длинные пробки. А во время снегопада дорога и вовсе встала. Было даже такое, что люди из Терскола добирались до поселка Эльбрус 1,5 часа. Такого в наших краях еще не случалось. Но руководство курорта намерено решить эту проблему к следующему сезону.

В целом можно сказать, что праздники прошли удачно. Старания работников курорта принесли свои плоды. Исчезла толчея и ругань в очередях, появилось разнообразие в выборе трасс, катание стало намного комфортнее, трассы обрабатываются тщательно и регулярно. По разговорам, подслушанным мной в вагонах, можно сделать вывод, что изменилась и атмосфера курорта. Нас больше не ругают, а все больше хвалят!)) Ура!

P.S. Ну и та дикость, за которую мы так любим наши горы тоже никуда не делась))

Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015 Новая жизнь курорта Эльбрус 2015

Отзывы и комментарии Подписаться на отзывы

Для того, чтобы добавить свой отзыв, вы должны быть авторизованы на сервере

lenafreeskier (24 Январь 2015, Сб., 19:27)

Тоже хочу поделиться впечатлениями от этого когда-то самого любимого места катания…

Кататься «на Чегет» я ездила 10 лет (каждый год, да еще и не один раз). И на тот момент я даже представить не могла, что больше в жизни не захочу туда ездить зимой. Первый раз я попала в этот катальный район, учась в школе в старших классах, и, видимо, благодаря детским воспоминаниям я столько лет продолжала туда ездила даже после катания во Франции и Австрии…

Чегет: Фрирайдовые склоны здесь действительно довольно интересны, но придется набраться терпения, чтобы стоять в очередях. И очереди на канатку это только половина беды… если у вас рост более 173 см и тяжелые фрирайдовые лыжи, то едва ли вы сможете нормально слезть с кресла 1-ой очереди, т.к. под коленками передавливается нерв и пережимаются кровеносные сосуды, и в результате довольного долгого подъема ноги немеют так, что единственный шанс слезть с кресла это встать при помощь рук, оттолкнуться и успеть увернуться от кресла, потом получите массу «приятных» ощущений в ногах, когда начнет восстанавливаться кровообращение.

Также, к сожалению, нелавиноопасные склоны здесь только около канатки. Лавины сходят часто и очень серьезные. Катание вне трасс на Чегете связано с большим риском для жизни…

Эльбрус: Новая канатка действительно разрешила проблемы стояния в очередях, это однозначно большой бонус. Но, видимо, когда я была маленькой все вокруг казалось большим, а когда я стала большой, все оказалось маленьким – это я про трассы Эльбруса - короткие пологие склоны м/у Миром и Кругозором с узким «бутылочным горлышком» перед подъездом к канатке. От Кругозора вниз все раскатано до льда, трассы довольно узкие; в разгар сезона можно ехать только «медленно и печально»… К сожалению даже с расширениями зона катания настолько маленькая и пологая, что для экспертного лыжника сразу хочется вернуться на Чегет.

Вне трасс есть где погонять, если вам не жалко свои лыжи. Жесткая вулканическая порода Эльбруса как стекло прорезает скользяк и с легкостью вырывает канты. Самые серьезные повреждения лыж у меня были именно после катания на Эльбрусе.

До некоторых пор все эти недостатки компенсировались вкусной едой – хичинами и шашлыком – и огонек любви к Чегету все же теплился... Но после первого похода в узбекский ресторан в Москве, где я съела вкуснейший шашлык, наступило осознание, что меня обманывали 10 лет… Это и было последней каплей… Дальше, как говориться, «как отрезало».

К тому же поездка на Чегет/Эльбрус выходит дешевой, если ехать поездом и жить в частном секторе или в побитых временем гостиницах типа Чегет или Иткол с покосившейся мебелью, текущим унитазом, капающим краном, перебоями с горячей водой и т.д. Если лететь на самолете, заказывать трансфер и жить в более-менее хорошей гостинице, то цена будет не сильно отличаться от поездки в Европу.

Что я, в общем, хочу сказать – горы в том районе наикрасивейшие, люди в большинстве своем хорошие, но место требует гораздо бόльших вложений, чем разравнять несколько трасс на Эльбрусе. Необходима новая канатка на Чегете, инфраструктура (транспортное сообщение, магазины, освещенные пешеходные дорожки, парковки), убрать портящие вид вековые недострои, восстановить гостиницы и т.д. – перечислять можно долго. Когда хоть какие-то из этих пунктов начнут осуществляться, вот тогда и можно будет сказать, что что-то меняется, а пока это просто удачно сделанные фотографии…

Кислота (30 Январь 2015, Пт., 15:55)

Вернулся с Чегета. Не буду писать отзыв так как lenafreeskier уже все написала. Все течет, ничего не меняется, фото удачные.

Gaechka (23 Март 2015, Пн., 15:44)

2 года подряд ездили кататься на Эльбрус, а в этом, на свой страх и риск, решили посмотреть, что интересного в красной поляне после Олимпиады. Были там в конце февраля, катались в основном на горной карусели. И трассы приличные, и комфорт присутствует. И тоже, как оказалось, длительный катальный сезон - говорят, на верху карусели покататься можно и в апреле.

Ruslan (28 Апрель 2015, Вт., 21:43)

Вы не путайте уважаемые Приэльбрусье с Красной поляной . Это как сравнивать уровень жизни России и в США. Все ли помнят какие деньги были потрачены на Красную поляну, если хотя бы половину этих денег вложить в инфраструктуру Приэльбрусье, то курорт бы дал бы фору многим и многим. Из- за санкций, в этом году был огромный наплыв отдыхающих, кои никто не ожидал и соответственно не был готов. Поэтому были пробки и тянучка. А те пессимисты кои говорят шо ничего не меняется, а Москва ли сразу построилась. А на счёт шашлыка не согласен , его на Кавказе делают не хуже, чем где быто не было, а может даже и лучше.

Ольга Ефремова ( 3 Июнь 2015, Ср., 18:35)

Вывод - нужно провести Олимпиаду в Приэльбрусье)). Я только "за", чтобы тамошнюю инфраструктуру развивали, потому что место действительно классное. Но на данный момент, если будет стоять выбор: везти семью в Красную Поляну или на Эльбрус, я выберу Поляну и Горки Город.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2016

Вход | Регистрация