На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Откройте для себя Румынию

Почему я решил написать о Румынии. Во-первых мне показалось, что горнолыжные курорты Румынии как-то обделены вниманием прессы. Даже на специальных лыжных сайтах можно встретить сколько угодно информации о катании во Франции, Австрии, Германии, Италии, Болгарии, а иногда даже попадаются заметки и предложения покататься в таких экзотических местах, как Япония, Чили или даже Новая Земля, а вот о рядом расположенной Румынии почти что никто ничего не знает. И этот пробел надо восполнить. Кроме того, в последние годы я переехал в Молдавию, где ни гор, ни снега нет, а Румыния оказалась совсем близко. Вот так я и освоил Румынские Трансильванские Альпы и Карпаты и, надо сказать, не жалею!

Этот очерк не претендует на всестороннее и полное описание всех склонов и горнолыжных трасс - их очень много в разных уголках Румынии. Мне хочется поделиться своими впечатлениями о самых известных и, как мне кажется, самых красивых зимних курортах - Синая, Предял, Брашов. Все они расположены в часе езды на электричке друг от друга и за один сезон можно покататься везде. Но лучше не торопиться- каждый из них по своему красив и, наверняка, побывав здесь хоть один раз, захочется приехать сюда еще! Добираться до них очень просто- от Бухареста это около 120 км и почти c интервалом в один час ходят обычные и скорые поезда. Вся поездка займет 2 часа до Синаи и 3 до Брашова. Предял находится между ними - это перевал, расположенный на высоте 900 м и разделяющий Трансильванские Альпы и Карпаты. Еще проще добираться сюда из Кишинева на прямом поезде Кишинев-Брашов с остановками в Синае и в Предяле. В 17 часов ежедневно отходит поезд и в 7 утра вы уже на месте. Если учесть, что поездка в Румынию безвизовая и не требуется каких-то особых документов кроме загранпаспорта, то получается совсем просто. Правда, надо добавить, что для жителей России и стран СНГ, необходим еще ваучер, который можно оформить в Кишиневе в течение 1 часа. Проблем с билетами, как правило, не бывает, стоимость около 10$ в одну сторону. Обратный билет можно купить сразу, но лучше не связывать себя определенной датой, т.к. не исключено, что горное солнце, свежий воздух и отличное катание окажут на вас определенное воздействие и захочется еще на несколько дней продлить удовольствие.

Итак, первая остановка на нашем пути - Синая. Это небольшой уютный и красивый курорт, окруженный горами. Синая, как француженка, хороша со всех сторон и в любое время года.

Синая

Недаром чуть более 100 лет тому назад первый король Румынии Карол I построил здесь великолепный дворец под названием Пелеш, который чем-то напоминает Эрмитаж в миниатюре.

Пелеш

Здесь все является произведением искусства - и многочисленные картины на стенах и резные потолки и двери и внутренние дворики с очень красивой скульптурой и, конечно же, знаменитая коллекция оружия. Это лирическое отступление от горнолыжной тематики окажется очень кстати, когда ноги перестанут вас держать на склоне или случится ненастный день или просто захочется разнообразия, и вы вспомните об этом дворце и совершите незабываемую экскурсию. Вокруг дворца расположен парк, сквозь который протекают горные речушки с искусственными водопадами. В этот же парк выходит и примыкающая к дворцу бывшая резиденция бывшего правителя Румынии Чаушеску. Знали руководители, где отдыхать!

Ну а теперь о главном. Прямо из центра Синаи от гостиницы "Монтана" начинается первая очередь канатной дороги до отметки Кота-1400.

Синая

Здесь находится высокогорная гостиница "Альпина", но цены в ней скорее рассчитаны на западных туристов и они растут пропорционально высоте. Кстати, найти место в гостинице даже в разгар сезона не проблема, т.к. гостиниц в Синае очень много и на любой вкус от 1 звездочки до 4. Кроме того очень развит частный сектор, где вам предложат часто не худшие условия на отдельной вилле за весьма умеренную плату (порядка 3-5$ в сутки). Также нет проблем и со снаряжением. Внизу и на всех промежуточных станциях канатной дороги находится масса прокатных пунктов, где можно подобрать и супер модные лыжи за повышенную цену и обычные. Стоимость комплекта вместе с ботинками по прошлому сезону составляла около 5$. После первой очереди подъемника, длина которой 2.5 км, можно полюбоваться оставшейся внизу Синаей или посидеть в кафе и согреться горячим вином или местной и почему-то тоже горячей водкой-цуйкой. Надо сказать, что в этом что-то есть, правда, это лучше делать на обратном пути. С первой очереди вниз ведет скорее лыжная тропа нежели трасса длиной более 3 км и когда много снега, можно спуститься на лыжах по красивому лесу прямо к подъезду гостиницы. Но, как правило, одного раза бывает достаточно для полноты и остроты впечатлений, а основное катание вверху. Сделав пересадку из одной кабинки в другую, вы поднимаетесь до отметки чуть выше 2000 м. Длина второй очереди подъемника составляет 2 км с общим перепадом высот 1100 метров. Если на первом подъеме больше любуешься красивым лесом и великолепной панорамой, то на второй очереди дух захватывает от крутизны склонов и от трассы, которая проходит под канаткой и хорошо просматривается с подъемника. Если кто не очень уверенно чувствует себя на лыжах, то не надо пугаться и заранее беспокоиться- ведь силой никто не заставляет спускаться по этим участкам. Это, действительно, "черный" участок по общепринятой маркировке протяженностью около 1.5 км, напоминающий чем-то Чегет, а местами и покруче. Основное катание еще выше. После последней очереди, куда вас доставляет вагончик, открывается совершенно изумительный вид по другую сторону хребта. Здесь-то и расположены основные места для катания. Каждый сможет найти себе трассу по вкусу и способностям. Кроме парнокресельной дороги (длина 800 м, перепад высот 230 м) вокруг разбросано множество бугелей, правда, работают они не всегда. Обычно их включают по воскресеньям, когда бывает много народу. В будние дни справляется кресельный подъемник. Очередей обычно не бывает. Может быть только в конце сезона в апреле, когда внизу все цветет и благоухает и температура +20, здесь еще катаются на лыжах и к лыжникам прибавляются пляжники, тогда приходится немного подождать. Но даже и это не обременяет, так как горный загар никому не противопоказан. Само место для катания напоминает большую котловину, защищенную со всех сторон горами, поэтому и снег здесь долго лежит. Однако не надо рассчитывать на то, что все дни можно кататься в купальниках. Бывает иногда, что теплый комбинезон или куртка с капюшоном не согреют на подъемнике. Тогда можно согреться изнутри в одном из баров. Кстати, в таких барах можно всегда перекусить, отведав национальные карнацеи, мититеи или мамалыгу с сыром. Еда в Румынии недорогая, за 3-4 $ в день можно позавтракать, пообедать и поужинать и хорошего пива выпить. После легкого перекуса можно снова кататься. Подъемники работают обычно с 9 до 16. Трассы ухожены, каждый день их ровняют ратраками. Раньше проездной на весь день стоил 10$. В последний мой приезд в апреле 99 условия изменились-за эту цену можно откатать определенное, хоть и большое, но ограниченное число спусков. Если интенсивно кататься, то к 14 часам обычно откатываешь все и дальше либо докупаешь билеты, либо спускаешься до самого низа на лыжах - это около 6 км, либо расслабляешься и отдыхаешь наверху. Как правило, в эту цену за день укладываешься и этого вполне хватает. В других местах, в частности, в Предяле и в Брашове условия оплаты свои. В Предяле проездные покупаются на определенное число спусков-чем больше, тем дешевле. Если кататься компанией, имеет смысл купить карточку на максимальное число спусков и ее можно официально передавать друг другу, так получается неплохая экономия. В Брашове можно купить проездной на несколько дней, на неделю и на весь сезон - для румын, которые много раз в году приезжают - это тоже выгодно. Для справки - по понедельникам в Синае подъемник часто не работает - профилактика. В этот день, чтобы не терять катание, удобно запланировать поездку в Азугу /ходит автобус и электричка, 10 мин езды/ или в Предял около 20 мин электричкой. Если сравнивать и выбирать, то, конечно, в Предяле лучше.

Предял поменьше и поскромнее Синаи. Гора здесь тоже не такая крутая-поэтому новичкам будет здесь попроще. Все трассы представляют из себя вырубленные в лесу широкие просеки. Конечно, здесь нет такого раздолья и разнообразия, как в Синае, но зато лес надежно защищает от ветра и всегда тепло. Работает бугельный подъемник и 2 парнокресельных. Второй запускают только тогда, когда появляется очередь и поэтому она сразу рассасывается. Подъем до отметки 1500м занимает около 20 минут. Вид сверху на поселок просто изумительный. С одной стороны видны крутые скалистые Трансильванские Альпы, а с другой стороны поросшие лесом пологие Карпаты. Нижняя часть трассы освещена, что дает возможность кататься и вечером, но если честно, то я ни разу не видел, чтобы включали освещение. Обычно тоже к 16 часам останавливают подъемники и на этом катание кончается. Внизу есть искусственный каток, где можно брать на прокат коньки и если ноги держат, то кататься еще. Чаще всего ноги уже не держат и есть другие более предпочтительные варианты. Например, при гостинице "Оризонт" есть великолепный спортивный комплекс, включающий в себя сауну, небольшой бассейн с ледяной водой, очень большой бассейн с теплой водой и тренажерный зал. За 1.5 $ можно пользоваться всем этим без ограничения времени, хоть целый день. Двух-трех часов в сауне и в бассейне вполне хватает, чтобы восстановить силы и продолжить катание на следующий день. Сауны с бассейном есть почти при каждой гостинице в каждом городе и они доступны всем, независимо от того, где вы остановились, но цены везде разные. По удобству, комфорту и цене комплекс в Предяле, с моей точки зрения, самый лучший.

Что касается Брашова, то это второй после Бухареста по величине и по численности населения город Румынии. Он расположен в одной из предгорных котловин. У самого подножия горы на узких улицах тесно жмутся друг к другу старинные средневековые здания, башня и зубчатые стены верхней части города. Там среди многочисленных памятников истории и культуры выделяется Черная церковь с замечательным старинным органом. А ниже на равнине видна новая часть города с прямоугольниками современных зданий и высокими трубами промышленных предприятий. От центра города регулярно отходят автобусы в Пояна Брашов-это горнолыжная мекка. Здесь только гостиничные комплексы и много разных подъемников. Кроме обычных кабинок можно подняться до самого верха и в экзотических гондолах, по форме напоминающие лодочки для двоих. Цены на все здесь значительно выше, чем в Синае и в Предяле, особенно в гостиницах. Частного сектора нет совсем, поэтому приходится платить по 20 $ и выше за номер. Есть, правда, вверху "кабана" Кристиан Маре с ограниченными удобствами, но как правило, свободных мест там не бывает, во всяком случае в разгар сезона. Трассы неплохие, в этих местах проводилась даже Всемирная Универсиада. Но, если долго не выпадает снег, то их быстро раскатывают и они становятся очень жесткими и сильно обледенелыми, а такого разнообразия, как в Синае, здесь нет.

Завершить свои впечатления хотелось бы несколько измененной, но традиционной фразой: лучше один раз увидеть, чем 10 раз прочитать. Так что приезжайте в Румынию и не пожалеете об этом. Я могу сравнивать эти места с Терсколом, Домбаем, Цахкадзором, Славском, Ясинями, где мне приходилось кататься, а также с США, Францией и рядом других Европейских курортов. По моему убеждению отдых и катание в Румынии далеко не худший вариант, а по ценам вряд ли удастся найти что-то подобное. Поездка обойдется значительно дешевле, если не обращаться в официальные турагентства, а действовать самостоятельно. До встречи на горнолыжных склонах Румынии!

Михаил Назаров, г.Кишинев, тел: (37-32)-32-31-82;
e-mail: mvnazarov@mail.ru

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024