На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Горные лыжи в Доломитах

Дмитрий Крылов, (16 февраля - 1 марта 2008 г.)

Вначале

Страна. Как обычно, еще в начале лета, или даже в конце весны, задумался, куда ехать кататься зимой. Катания хотелось спокойного, плавного, карвинга на широких гладких трассах, без экстрима, и в чем-то даже неспешного. Еще очень хотелось в этот раз много солнца. Необкатанной оставалась Швейцария, и я долго о ней думал. Однако, катание в Швейцарии по отчетам часто оценивалось как так себе, а Швейцария стоила бы дороже. Во Франции и Австрии был как раз в предыдущие годы. Альтернативой Швейцарии была Италия. В принципе, я как-то катался пару дней в Курмайоре (и у меня остались очень приятные воспоминания от итальянцев, - подготовки трасс и т.п.), но целую поездку Италии я еще не посвящал. На две недели (собирался, как обычно, в высокий сезон и на 2 недели) Италия стоила бы на 20-30% дешевле Швейцарии, при, как представлялось, том же или выше качестве собственно катания, а всякие термальные воды, лошадки и т.п. не мешали бы ... Опять же, Италия посолнечнее ... В общем, после некоторых размышлений я отодвинул Санкт-Моритц «на потом», и было решено: Италия.

Время поездки. Здесь никаких размышлений не было, высокий сезон, и я запланировал самое центральное время этого сезона - вторая половина февраля. Рамки высокого сезона легко вычисляются по ценам жилья, таблицы с ценами в зависимости от даты всегда можно найти на сайтах по жилью.

Место. После изучения горнолыжных справочников и т.п. были выбраны Доломиты. Во-первых, это специально итальянские горы, как писалось, таких Альп (а по некоторым оценкам, и таких красивых), нигде больше нет. И я их еще не видел. Во-вторых, вдохновлял размером объединенный регион катания в Доломитах. В-третьих, приграничные с Францией-Швейцарией итальянские Альпы я себе более-менее представлял, а регионы катания там могли быть маловаты для двух недель.

В Доломитах регион катания включает в себя 12 курортов. Однако, метаться не хотелось, и было решено выбрать самые главные из них: 4 долины, - Валь ди Фасса, Валь Гардена, Арабба/Мармолада, Альта Бадия, - находящиеся кольцом вокруг, и берущие начало от, горного массива Группо Селла. Эти долины объединены подъемниками/спусками, кольцевым маршрутом Селла Ронда, т.е. из любой до любой можно добраться, не снимая лыж. Остальные же курорты в Доломитах были каждый на отшибе, и из них прочие были не так легко доступны, надо ехать. А главное, по интересности большая часть лучших трасс и склонов тоже приходилась на 4 долины, остальные курорты были, в основном, явно меньше и/или синее/зеленее. Однако, не мог не сделать исключение для Кортины Д'Ампеццо, и запланировал и ее тоже, хотя она и была в стороне. Все-таки, Кортина ...

Из четырех долин как место пребывания была выбрана Валь ди Фасса. Она представилась, как самая популярная и большая, имеющая много своих, долинных, интересных подрегионов катания. Удобно находится как раз между двух остальных интересных регионов кольца - Гардены и Араббы, (Альта Бадия позиционировалась как синяя/зеленая). Высокая населенность долины Фасса гарантировала большой жилой фонд и, соответственно, возможность недорого найти хорошее жилье.

Кроме того, если уж поездка в Италию, то встал вопрос о прикосновении и к негорнолыжному прекрасному. Обычно я езжу только кататься, и не трачу время на культурные ценности, но тут, в виде исключения, готов был дать слабину. Относительно, как представлялось, недалеко были Венеция и Верона, где я не бывал, и в план они были включены. Прочие города (Милан и др.) все же были отринуты из-за удаленности.

Таким образом, наконец сформировалась

Концепция. Спокойно и отдыхательно во второй половине февраля покататься и позагорать в Италии, в Валь ди Фассе и вокруг, по Селла Ронда и в ее регионах, съездить покататься в Кортину Д'Ампеццо. А также съездить в Верону/Венецию. Практически все получилось, подробнее см. Резюме в конце.

Подготовка

Как водится, началось все с авиабилетов. Чартерами не летаем, регулярные рейсы Аэрофлота/Сибири летали в самые близкие к месту Милан и Мюнхен (были еще рейсы иностранными а/к, в Иннсбрук у Сибири, и др., но все это было относительно дорого). Летом/в сентябре скидочных авиабилетов на сезон наши а/к не предложили: Сибирь, формально распродажу объявив, фактически билетов в распродажу не выпустила, у Аэрофлота нормальных билетов по распродаже и не бывает, только с косыми срединедельными вылетами, малопригодными для аренды апартаментов. Для дешевых авиабилетов пришлось смотреть инокомпании-дискаунтеры. Параллельно, на RASCе и auto.ru обсудилось куда лететь и как потом ехать, - Мюнхен против Милана и ж/д против авто. В результате, за дешевизну был выбран AirBerlin, немецкий дискаунтер на неудобные рейсы, и в октябре были взяты билеты на Мюнхен по 166 Евро. Кстати, в ноябре-декабре билеты на этот рейс подорожали до 210 €, в январе - до 280 €. Рейс, конечно, дешевый, но неудобный - прилет в Мюнхен в 19.40, хорошо еще вылет оттуда был ничего, в 12.45.

Такой перелет подразумевал авто в рент. На самом деле, от Мюнхена до Фассы было два варианта: авто в рент или ж/д до Больцано/Тренто, далее автобус/такси (от Больцано до Канацеи, главного поселка Валь Ди Фасса, около 60 км в горы по серпантину). В принципе, даже с таким поздним прилетом в Мюнхен можно было поехать и по ж/д (я всегда был и остаюсь склонен к ж/д), но на сей раз это было особенно неудобно: ехать в ночь, с 2-3 пересадками, 10-11 часов (вообще, есть прямой поезд Мюнхен-Больцано/Тренто, идет 4,5 часа, но первый такой был в 7 утра, последний - около 17; летом я вроде видел его и по ночам, но зимой он оказался только дневной). Поэтому, предпочтительнее представилось все же авто. Кроме того, авто давало возможность съездить в Кортину, удобнее съездить в Верону/Венецию.

Но, если бы не Кортина/Венеция/Верона, то не факт, что схема «дешевый неудобный авиабилет + авто» была бы нам лучше, чем «нормальный авиарейс + ж/д». Постфактум, после всей суеты с машиной и затрат, по деньгам приблизительно одинаково вышло бы:

1) наш дешевый авиабилет 166 € + затраты на авто (денежные около 200 €, а ведь есть еще и нервные - ночные перегоны, в т.ч. по перевалам, та еще радость, да и приезжать и уезжать в 3 ночи не сахар)

2) или авиабилет на нормальный утренний рейс туда, вечерний обратно (300-320 €) + ж/д (если из Милана, то с пересадкой в Вероне, если из Мюнхена, то прямой; ж/д билет можно было взять за 30-50 € туда-обратно, плюс автобус из Больцано/Тренто 20-30 € максимум). Здесь важны именно утренний рейс туда (тогда успеваешь на последний автобус Больцано/Тренто-Фасса, около 18.00-19.00) и вечерний обратно. Аэрофлот и в Мюнхен, и в Милан летает дважды в день, утром и вечером. В общем, если ехать одному (и еще во многих других вариантах), то ж/д вариант трансфера представляется реальным и м.б. лучше.

Кроме того, по результатам пришел к такому для себя выводу: отвлекаться на культурные ценности непосредственно в ходе катания все же неудобно (почти всегда ближайший культурный центр сильно не рядом с местом катания), лучше день отдыха проводить на месте. Но этих самых ценностей весьма хочется, особенно под конец. Что делать? А планировать их на последний день, по дороге через какой-нибудь крупный еврогород, возможно, с ночевкой в оном. Поэтому перелет нормальным регуляром через крупный европейский город и ж/д потом может быть лучше. В нашем случае это мог бы быть Милан, где хотелось побывать, но при сложившейся схеме не получилось.

Однако же мы, таким образом, однозначно вышли на аренду авто. Естественно, предполагалось, что чем больше авто, тем оно дешевле обойдется на нос. Здесь стало вырисовываться количество участников предполагаемой компании. Ориентировался на 5 чел., что представлялось удобно как для стандартного распространенного и поэтому недорогого авто, так и для самых, наверное, распространенных апартаментов из 2-х спален и гостиной (минивены на 6-8 мест, которые еще дешевле на нос, предполагали соответствующую компанию, но апартаменты на такое количество мест найти сложно, а двое апартаментов уже совсем другая история). Выбор категории авто (тип был очевиден как универсал) занял по неопытности много времени, но стало вырисовываться, что нам нужна самая «большая» категория, и то будет хорошо, если влезем впятером.

Поначалу, не рассчитывая, что у «китов» проката будут лучшие цены, ориентировался на прокатчиков-дисконтеров типа Nova Car Hire, Economy Car Rentals, Easy Car и т.п., дающих на 20-30% ниже цены, но за счет фиксированности условий аренды (категории машины, сроков), аннуляции, условий страхования и т.п. Однако, затем обнаружилось, что у одного из «китов», Sixt Holiday Cars, в этом году замечательная акция «Ski Special», по которой бесплатно дается зимняя резина (вообще же она около 20% от стоимости аренды, обязательна для Австрии, через которую нам ехать). В результате забронировал в Sixt'е, самый большой универсал категории Station Wagen VW Passat/Ford Mondeo, ручная КПП, 631 Евро + 10 Евро возможность аннуляции, доп. водители включены. Заказал как доп. опцию цепи, решив по отчетам, что это необходимость для возможных снегопадов на перевалах, особенно в Кортину (что потом, при знакомстве с перевалами, подтвердилось: нужно, чтобы цепи были). Заказал и лыжный багажник, т.к. лыжи в нашем раскладе (универсал на пятерых) планировалось везти на крыше, но потом багажник купил в Москве, магнитный Gev Vento 5 на 5 пар, чтобы взять с собой (выяснилось, что в прокате бывают только магнитные багажники на 1-2 пары лыж, и то прокатчиками не гарантируется, что они будут в наличии, заранее гарантировать их нельзя; к тому же, как мне потом сказали в Sixt'е, разрешается ставить максимум 2 таких багажника на машину). Прихватил и полироль/тряпку - кто-то в форумах жаловался, что за потертости крыши магнитным багажником, элементарно устраняемые полиролью, с него потом прокат снял несколько сотен евро.

Забегая вперед: ехали мы в результате вчетвером, с лыжами в салоне. По опыту, кое-что в моих взглядах изменилось. Теперь я думаю, что оптимальное число участников поездки с арендой авто все же 4 чел., а не 5. В любую пятиместную машину, в т.ч. самую большую, размещаются с лыжами и багажом максимум 4 чел. Иначе это что-то вроде с чемоданом на коленях. Если это вообще возможно, то для 5 чел. в любом случае крайне неудобно. Также, мой взятый лыжный багажник так и не применялся, но и здесь я тоже, особенно после урагана на обратном пути из Фассы в Мюнхен, несколько изменил свое мнение, и теперь, пожалуй, считаю, что все же на дальние расстояния по автобанам лыжи на багажнике возить неудобно, лучше в салоне (а это тоже - нормально 4 чел в пятиместном авто). Хотя, в крайнем случае, годится и на багажник, а в горах багажник вообще удобно.

Жилье, виза, страховка...

Во-первых, было решено для поиска жилья ограничиться двумя главными поселками Валь ди Фасса, - Канацеи и Кампителло. Только из них есть подъемники на Селла Ронда, а она планировалась к использованию постоянно, каждый день, как транспорт в нужный регион. Другие поселки долины, как показали поиски, в среднем дешевле на 30-50%, но недаром - тогда или кататься ездить на авто, или еще весьма плотно забитые, хотя бесплатные, ски-басы по утрам-вечерам и соответственно стоять хоть и быструю, но очередь на подъемник. Но потом я и от Кампителло отказался: я большой любитель wellness-центров по вечерам, а таковой (именуемый Eghes) был во всей долине только в Канацеи. При этом вечернего публичного транспорта, в т.ч. платного, вдоль долины нет, только такси. Жилье выбиралось, когда еще не на 100% было решено, что будет авто в аренду, а на такси в wellness из других поселков дороговато выходило, да и даже из Кампителло прогуляться, казалось, далековато. Кроме того, по отчетам и т.п., сформировалось мнение, что Кампителло - глухая спальная деревня, а в Канацеи вечернее апре-ски где-то как-то бывает. Мнение, кстати, потом оказалось неверным: и Канацеи деревня спальная еще та, и в Кампителло, видимо, развлечься можно, например, спуск в Кампителло с горы только на подъемнике, и перед верхней станцией оного было превеселое заведение для начала прямо на горе. Однако, таким образом были выбраны Канацеи.

В ноябре было послано около 200 email'ов-запросов в частные апартаменты, отели *** и ниже, предлагающие, кроме комнат, и апартаменты, агентства. Как источник адресов, главную роль сыграли .pdf-каталоги жилья, которые можно найти на fassa.com. Полезен сайт fassappartamenti.it (именно такое написание), и запрос на нем (лучше по-итальянски). Можно еще посмотреть fassaweb.net, dolomitinetwork.com. Есть еще dolomitisuperski.com, canazei.org, dolomiti.org, infodolomiti.it, immobiliarecanazei.it, но эти были нерезультативными или вообще ничего там не было. В ответ на рассылку пришло 30-40 ответов «все занято» и приблизительно столько же вариантов. Стоимость апартаментов на 4-5 чел. была 900-1900 Евро за 2 недели: конечно, за 900 и т.п. предлагалось в других поселках долины, в Канацеи-Кампителло - 1400-1900. В результате выбрали апартаменты Виллетта Пордои в Канацеи, 65 кв.м., в 300 м от подъемника на Бельведере и в 500 м от wellness-центра. Две спальни, все кровати раздельные, гостиная-кухня, балкон с хорошим видом. 1480 Е. Или 21 Е/ч./день. Описание - http://www.dolomitinetwork.com/appartamenti/pordoi. Предоплата 33%, остальное по прибытии наличными. Белье включено, финальная уборка, по необходимости, 70 €.

Тем временем, потихоньку набралась компания, 5 чел. среднего/старшего возраста, путем публикации объявлений на RASC'е, auto.ru/ski, ski.ru.

Виза. Здесь все как обычно, список документов на сайте. Из особенностей отмечу пару мелочей: что бланк шенгенской анкеты с сайта МИД Италии (на англ.) почему-то не подошел, сказали, годится только на бланках, что висят на их собственном, консульском сайте, http://www.ambmosca.esteri.it/, раздел Формуляры, заполнять можно на английском; кроме того, т.к. мы прилетали в Шенген через Мюнхен, а в Италию ехали потом на авто, то для нашего случая п. 32 анкеты (пункт въезда) мы должны были писать Munich, п. 33 Airplane (хотя, конечно, п. 21 как Canazei (TN) Italy), и надо было некий дополнительный документ: "описание маршрута следования в странах Шенгенского соглашения, в свободной форме, можно на русском языке". В нашем случае подошли четыре следующие строки на листе А4, без подписи или др.:

Маршрут путешествия
16.02-16.02.2008 Munich Airport Germany
16.02-01.03.2008 Canazei (TN) Italy Villetta Pordoi Tel. XXXX XXX XXX
01.03-01.03.2008 Munich Airport Germany

Получение виз прошло без проблем, итальянцы мне показались хорошими и деловыми, без заморочек, если что-то еще из документов потребуется - скажут, и можно будет без проблем донести. Есть только важнейший нюанс: очередь на подачу на виз (запись через колл-центр при посольстве) у них одна из самых длинных, на полмесяца-месяц вперед, а потом, если не успели записаться, ее никак не обойдешь, ни за какие деньги.

Страховка, как и раньше, РОСНО-Райдер, 430 руб.

Как обычно, лыжно-лингвистическая подготовка: за месяц-другой - прыгалки, пару раз на раскатку в Сорочаны. Посетил и Шуколово, но Сорочаны, на мой взгляд, по-прежнему оказались лучшим местом раскататься немного перед поездкой. Аудиокурс итальянского «За рулем».

Незадолго до поездки, однако, приключилась неожиданность: не смогла поехать одна из участниц компании. Sixt повел себя очень хорошо и за 2 дня до вылета изменил по телефонному звонку категорию машины на компактный универсал типа Пежо 307/Фокус, через 2 дня после чего зачислил обратно на карту разницу в 130 € (стоимость аренды 641Е Sixt списал недели за три до начала аренды, в середине января; блокировка NWR была в момент взятия авто). AirBerlin: за 25 € всегда можно поменять пассажира по билету, но только с доплатой до текущего тарифа (а он был 280 € на тот момент). Однако, найти взамен никого с открытой визой мы уже не смогли, а получить визу желающие поехать уже не успевали (из-за очереди на подачу документов, которая в те дни была уже на конец февраля; очередь эту, несмотря на все усилия, мы обойти не смогли), так что поехали вчетвером.

Вперед.

Суббота. Сборы. Вылет из Домодедово в 18.40. В сумку с ботинками запихал и всю г/л одежду и пр., вопросов не вызвало, мог бы и другое туда положить. Рюкзак, однако, посчитали нестандартным багажом, лямок, дескать много, и сказали сдавать вместе с лыжами. Задержка рейса на полчаса-час. На борту бесплатно дают один бутерброд, убогий и холодный, с куриной колбасой или с сыром, оба так себе, хотя с сыром съедобнее, и пару раз попить немного сока/воды, остальное за деньги. Прилетели в Мюнхен. Чего виза итальянская, а к нам? - А мы кататься в Италию! - А-а, ладно, все в порядке. Берем авто в Sixt'е. Универсалов компакт-класса типа Пежо 307/Фокуса, что был заказан, в наличии нет, и дают Ford C-Max за те же деньги (503 € на 2 недели). Отлично! Однако, ища от добра добра, интересуюсь, а нет ли дизеля. Посмотрев, девушка находит C-Max дизель! Потом оказывается, что он даже с GPS! Отметил, что рекламных плакатов в аэропорту Мюнхена больше всего у Sixt и AirBerlin'а, видимо, это выбор времени. Берем цепи 46 Евро, и доп. страховку, снижающую NWR до 100 Е, за 139 Е. В принципе, у Sixt HC была полная страховка, и доп. не требовалась, но без нее в случае происшествия надо было бы, во первых, долго ждать возврата от Sixt, во-вторых, возиться с полицейскими и др. бумагами, в третьих, всегда спокойнее, а когда все в первый раз, то намного. Лыжный багажник был бы тоже 46 Е на 2 недели, но, конечно, не берем. Четыре человека с лыжами и багажом, однако, впритирку влезли в C-Max (у двоих были чемоданы, хорошо еще, что у двоих других сумки-рюкзаки). Поехали в 22.30-23.00. Быстро выбираемся на А92. Вначале ехали по Michelin и Google, потом второй был отставлен - никаких поворотов вправо-влево, как он пишет, нет, есть только смена полос, и гораздо удобнее Michelin, дающий, на мой взгляд, намного лучшее и более удобное руководство. К тому же, очень удобно ориентироваться на дорожные указатели, которые Michelin дает, а Google - нет.

Автобаны - сказка. Машин практически нет. Пересекли границу Германия-Австрия, купили на заправке виньетки 2*10 дней = 15,40 €. Потом, кстати, обнаружили, что на стекле была старая, но еще несколько дней действующая, и мы могли бы купить только одну на 10 дней. Однако, поздний вылет дает о себе знать, - клонит в сон. Где-то в Австрии, попив двойного чайку на заправке, меняем водителя. Автобан не освещен, но катафотов по бокам вполне хватает, а вокруг Инсбрука появились еще и бегущие огни над катафотами на поворотах - очень удобно. Въехали в Италию. Свернув с автобана в сторону Гардены, с помощью указателей и Мишлена добираемся до серпантина. Серпантин на перевале нешуточный. Десятками идут короткие крутые, 150-180 град. повороты, с короткими (30-50 м) прямыми участками между ними. Все это с уклоном до 10-15+ град. Редко, но было, что в конце поворота машина на второй передаче не тянула. Дорога две полосы, узкая и без разметки. Однако, машин нет, что облегчает дело. Местами пропадают знаки номеров дорог, и идем по указателям населенных пунктов. Ориентировочно, серпантин занимает в этот раз около часа. Прибываем в Канацеи около 3 ночи. Долго ищем в квадрате 100*100 м наш домик - на домах нет номеров и названий улиц, ночной спящий поселок, - надо было точнее отметить для себя на карте. Однако нашли, постучали, вылез хозяйский парень Крис, взяли ключи, въехали. Отбой в 4.

Сассолунго и Кол Роделла, вид с Бельведере, Фасса
Сассолунго и Кол Роделла, вид с Бельведере, Фасса
Гардена: Saslong run - Dolomiti Number One!
Гардена: Saslong run - Dolomiti Number One!
Альп ди Сюси
Альп ди Сюси
Альта Бадия и Кортина, вид от Порта Весково, Арабба
Альта Бадия и Кортина, вид от Порта Весково, Арабба
Спуск с Мармолады; бугель наверху Мармолады
Спуск с Мармолады; бугель наверху Мармолады
Середина спуска с Мармолады и озеро Федайя
Середина спуска с Мармолады и озеро Федайя
Начало спуска с Мармолады
Начало спуска с Мармолады
Группо Селла, вид с Мармолады
Группо Селла, вид с Мармолады
Пассо Фальцарего
Пассо Фальцарего
Скалы Тофаны, Кортина
Скалы Тофаны, Кортина
Кортина, главная улица
Кортина, главная улица
Канацеи и долина Фассы, вид с балкона направо
Канацеи и долина Фассы, вид с балкона направо
Пиц Бое наверху Группо Селла, вид с Сасс Пордои
Пиц Бое наверху Группо Селла, вид с Сасс Пордои
Валь Ластиес наверху Группо Села
Валь Ластиес наверху Группо Села
Бельведере и Пассо Пордои (начало серпантина), вид с Сасс Пордои
Бельведере и Пассо Пордои (начало серпантина), вид с Сасс Пордои
Карта лыжных маршрутов с Сасс Пордои
Карта лыжных маршрутов с Сасс Пордои

Воскресенье. Утром, конечно, поздновато, около 11.00, проснулись. Апартаменты нормальные, даже одно лишнее спальное место. Правда, не очень оборудована кухня - маленький холодильник, ни СВЧ, ни тостера, ни посудомойки. Но необходимое все есть. Оказывается, полотенца в белье здесь не входят, а с собой не взяли, потом пришлось брать их за дополнительные 8€/чел/неделя. Также, по ТВ нет горнолыжных каналов.

Около 13.00 начали кататься на Бельведере, взяв полудневный местный скипасс. Снега средне, снегопада не было, видимо, не менее 1-2 недель. Но на широких трассах все нормально, и вообще все вокруг покрыто, только на скалах снега, естественно, нет. Подготовка склонов отличная, хотя к концу дня кое-где на крутых участках нарывают бугры и раскатывают до льда, но в среднем и во второй половине дня кататься нормально. При выходе за пределы трассы попадаешь на старый наст, так что оффпист, практически, невозможен. Около -2 град., ночью -8-10. Солнце и безоблачное небо, красивые скалы вокруг ... Хотя, забегая вперед: за все время пребывания нам, однако, почему-то так и не удалось увидеть пресловутый розовый оттенок скал, ни на закате, ни утром, - видимо, это редкость. Наверху на Бельведере три неплохие, достаточно крутые трассы, хотя недлинные, спуск в деревню обычный узкий, местами с интересными перепадами, но в конце дня, естественно, на нем много народу и подраскатано, так что вечером насладиться трудно. Вверху в течение дня народ есть, но не сказать, что мешает, и очередей на подъемники почти нет.

Вечером, спустившись на лыжах в поселок, приобрел 12-ти дневный скипасс Dolomiti Super Ski за 343 €. Единственный вариант со свободными днями 10 из 14, других не было, поэтому даже с учетом дня на планируемую в середине Венецию вариант 12-дневного скипасса представился оптимальнее. Скипасс беззалоговый, остался на память.

Понедельник. С утра по оранжевому кругу Селла Ронда, обозреть регионы. Предположения подтверждаются: по самой Селле кататься вряд ли стоит - по ней идет много людей, и разбивают, к тому же большую часть маршрута занимают подъемники и малоинтересные трассы. Селлу хорошо использовать подобно кольцевой линии метро для пересадки на радиальную, для того, чтобы добраться в нужный подрегион и там уже кататься. По ходу покатался в этот день немного и вокруг Селлы, отклонившись в сторону Чиампиноя от Ронды, с Чиампиной до Сочерс.

Уже тогда отметив черную Чиампиноя в Сельву Волькенштейн, - отличнейшая трасса, народу нет (а потому, что в Селлу не входит, но по ней можно продолжать кольцо, и это лучше, чем по стандартному пути Ронды). На верхней станции кабины Дантерчеппиес - хорошие скамейки позагорать и т.д., с красивым видом, при выходе из станции направо и направо. В конце дня, завершив кольцо, пошел по нему по второму кругу и опять приехал в Роделлу, где хорошо и вечером - трассы неразбиты, немного только мешало, что там рано падает тень.

Вторник. На след. день сначала поехали по оранжевому кругу. С большим удовольствием скатились с Бельведере, еще вельвету, но уже солнечному. Вообще, это было всегда очень радостно, - с утра, перед тем как куда-то ехать дальше, скатиться несколько раз с верха Бельведере: катались всегда с открытия подъемников (и до закрытия), т.е. в числе первых, и нетронутый склон под утренним солнцем - сказка. Потом пролетели узкой, но с утра нераскатанной и безлюдной трубой до Лупо Бьянко. Уже успели чуть-чуть обгореть, и после длинного спуска на скорости щиплет щеки. Помада и крем строго необходимы! Забрались на Чиампиной и в сторону от Селлы по Саслонгу. Очень хорош в меру перепадистый Саслонг! С длинными черными кусками (особенно в верхней части), широкий (а утром еще и народу немного) ... Поднялись на Кол Рэйзер-Сечеду, с удовольствием покатались с Сечеды в сторону С-Кристины. Спуски похожи на Бельведере-Роделлу, хотя немного попросторнее. В принципе, здесь удобно кататься непрерывно вверх-вниз на четырехкресле Фермеда, но на него, видимо,частенько небольшая очередь. Наверху широченные, в меру крутые спуски, пониже поуже, но м.б. интересно из-за бугров. Видели взлетающих с Сечеды парапланеристов, это, видимо, популярное развлечение здесь. Потом длиннющей, обозначенной как красная, но на деле только немного вверху красноватой, а потом - синей узкой лесной трассой спустились в Ортизеи. По дороге перекусили в отлично расположенном и вообще отличном кафе Валь Д Анна сбоку от этой трассы. Как здесь водится, большинство меню на немецком и итальянском. Тут нам пришло в голову пересечь Ортизеи и махнуть в Альп ди Сюси. Поехали, обкатали регион. Не интересно, фактически, пологое плато, трассы сине-зеленые, хорошо кататься детям/начинающим или на лошадке. Цвет трасс по схеме можно смело снижать на градацию.

Но, и здесь можно найти приключений: в одном из мест, где, сгруппировавшись и идя по прямой или длинными резаными дугами удалось развить мало-мальски приличную скорость, вылетел на бугор, прямо за которым, вне зоны видимости, раскинулся на снегу бордер. Слава богу, пролетел и приземлился я все же мимо него, но если бы попал, то думаю, были бы большие проблемы. Видимо, о лыжегражданке стоит призадуматься. Тем временем, однако, забрались мы весьма далеко от Ронды, и в результате влипли: не успели подъемниками/на лыжах вернуться в Канацеи (к 16.00 добрались только до С.-Кристины, а там уже «поезд ушел». Последний подземный через Кристину. Правильно в Кристине внизу подъемника Саслонг висело предупреждение: если вам в другую долину, то отсюда стартовать не позднее 15.30. Может быть, и успели бы (хотя не факт), если бы поехали из Альп ди Сюси не подъемниками, а автобусом до Монте Паны, но что-то не сообразили вовремя. Пришлось брать такси. Междудолинное (например, Санта-Кристина-Канацеи) такси стандартно стоит 60 Евро, в любом отеле его бесплатно для вас вызовут. После этого, забираясь в сторону от Селлы куда-либо, очень внимательно контролировали чтобы успеть по ней вернуться домой, и часто приходилось торопиться. Закрытие подъемников в 16.00-17.00, так что надо успевать добраться до последнего не позднее этого времени, а это может быть час-два, плюс в конце дня (как, кстати, и в самом начале) на некоторых подъемниках Селлы возможны небольшие очереди (народ домой едет). Так что если забрались далеко, то начинать возвращаться приходится иногда не позднее 14.00-15.00. Это, конечно, не очень удобно, и может быть, имея авто, стоит подъезжать к выбранному региону на авто, а не по Селле, хотя это тоже не пять минут, - такси ехало минут 30-40.

Вечером закупались продуктами в Famiglia Cooperativa недалеко от турофиса, это, по нашим наблюдениям, единственный большой продуктовый магазин в Канацеях (работает 8.00-19.15, Вск. выходной), остальные, в т.ч. DeSpar, маленькие и/или специалитетные. Выбор обычный, цены тоже. На сувениры много местных поделок по дереву. Вообще, регион позиционирует себя как традиционный альпийско-крестьянский. Нередки коровники. Один раз в Гардене пронаблюдали вообще удивительную картину. Внизу в деревне прямо перед отелем (а вокруг отели тоже) - куча навоза метра 3 высотой, в 10 м от окон номеров. Дух ядреный, конечно, вокруг, но, видать, для измученных урбанистической рафинированностью постояльцев он как бальзам на душу ... Экотуризм, однако ...

Среда. Покатались над ColFosco, туда и обратно по Селла Ронде через Гардену (туда - без Чиампиноя, так довольно скучно).

Долго катались по черной, хотя короткой трассе и потом тоже долго по красной от кафе Форчеллес. Региончик малюсенький, но приятный, народу немного, поэтому по черной и до конца дня можно нормально кататься. И в кафе упомянутом выше, приятно перекусить/позагорать. На обратном пути пару раз прокатились по длинной красной под кабиной Дантерчеппиес: вначале нормальная, потом выполаживается, но скорость все равно можно набрать и приятно долго лететь по широкой трассе. Wellness-центр Eghes. Комплекс состоит из бассейна 5*25 м, по человеку+ на дорожке почти всегда (в бассейн нужна шапочка, продается за 1,20), и ряда бань: сауна мест на 10-12, хаммам мест на 20 сидячих, римская мест на 12. Народ был, но всегда было более-менее свободно. Дело вкуса, но мне больше всего понравилась римская, где я потом и проводил большую часть времени. 60-80 град., пар не влажный и не сухой, а какой-то средний, интересный интерьер. Только сидеть/лежать надо не менее часа. Есть еще пара маленьких хаммамчиков на 2-3 места с ароматизированным ментолом/ромашкой влажным паром, джакузи 4*4 м. Абонемент на 3 посещения бань стоит 55 Евро, на большее число абонементов нет, центр работает половину дней недели до 20.00, другую половину - до 22.00.

Четверг. Поехали на Араббу, где с удовольствием покатались на неселларондовских трассах, потом на Мармоладу.

По дороге циклично покатались на/под хорошей и пустой двукреселкой Федайя. Она покрывает большую часть верхней, интересной половины спуска с Мармолады (вторая - синяя и неинтересная). Немного недобивает до самого верха (после нее вверх еще бугель, но до верхушки Мармолады и он не дотянут, и вообще не работал).

Потом все же поехали дальше вниз, довольно занудной второй половиной спуска с Мармолады, к началу подъема на самый верх Мармолады, куда и поднялись. Попрохладнее, дует немного, капюшон был нелишним. Смотровая площадка с описаниями окрестных гор. Трасса с Мармолады с самого верха, в принципе, в первой половине неплохая, широкая и в меру крутая, но одна, и забираться на нее долго, поэтому больше одного раза забираться на самый-самый верх не тянет. Хотя разок было интересно. Сверху видны австрийские Альпы ...

По дороге обратно еще раз с удовольствием покатались по неселларондовской Араббе. Под лучшим для этого и полюбившимся с тех пор креслом Portados (впрочем, еще хорошо использовать кабину Europa 1) - возможности оффписта и следы каких-то немаленьких зверей. Кстати, лесное зверье иногда можно наблюдать - раз видел в Канацеях прямо с балкона (наш домик был на краю леса) пробегающего то ли барсука, то ли кого-то подобного. Eghes.

Пятница. С утра долго катались на Бельведере. Потом решили, что в Араббе вчера было очень хорошо, и снова поехали туда, и катались там большую часть дня. Классическое приложение схемы «по Селла Ронда и вбок». Селларондовская Арабба непригодна для катания, но вот черные и красные трассы между вагоном и гондолами очень хороши, круты и относительно мало населены. Конечно, понимали это все же не мы одни, и в конце дня кое-где было подраскатано, но в целом все же было замечательно там кататься. Главным подъемником при этом удобно использовать двукресло Portados. Одним словом, мы решили что оптимальное катание в Араббе - забраться на это двукресло и разными путями вокруг него, иногда забираясь и на первой гондоле Европа 1. Под двукреслом - хорошее и популярное место оффписта по елочкам, нам, из-за отсутствия снегопада, к сожалению, недоступного. Спуск же с Порта Весково, селларондовская часть Араббы, настолько раскатан просто всегда, практически с самого утра, из-за того, что через это бутылочное горлышко масса людей по Селла Ронде, что, по нашему мнению, забираться на самый верх в Порта Весково и кататься в Араббе оттуда, к сожалению, неэффективно. Но иногда, для разнообразия, забирались, т.к. с Portados, например, не уйти на хорошую, хотя коротковатую черную трассу чуть правее оранжевой Селлы (если см. сверху). В середине дня появилась облачность, но потом исчезла. Потом поехали на КолФоско, перекусили. И, даже толком не накатавшись там, пришлось ехать обратно, прыгая, как зайцы, по забитым людьми портовесковским буграм (еще и темновато тут в конце дня при облачности), потому что торопились успеть на подъемник.

Однако, приехали нормально и еще докатывали день в Бельведере, который хорош и в целом нераскатан и в конце дня (в Бельведере четырехкресло Sass Bece заканчивает в 17.00-17.15, одним из последних), а тут еще и облачность ушла. Вообще, Бельведере, пожалуй, единственный большой подрегион, где солнце есть весь день, с самого утра до самого вечера, и этим очень хорош. В Гардене и Араббе или с утра и/или вечером часты на трассах тень вообще или тени деревьев/скал, и это иногда немного мешает - не видно или при переходе света в тень, а в Бельведере и утром и вечером - отлично.

Суббота. Поехали в Кортину. Дорога - сплошное мелькание поворотов на серпантинах двух перевалов, около 2 часов. Нам погода благоприятствовала, - солнце, - но в снегопад на перевалах однозначно были бы нужны цепи. Нам не пригодились, но правильно, что были взяты при аренде авто.

Регион Кортины, в целом, оставил не очень яркое катальное впечатление. После катальных пространств Селла Ронда он кажется маленьким: 5-7 трасс с одной стороны котловины и столько же с другой. До середины дня, за 2-3 часа, успели обкатать всю одну сторону, Col Druscie-Tofana-Pomedes, а после того, как переехали на авто на другую сторону (пешком там далеко) - аналогично и оставшуюся часть Faloria и т.д. Черные трассы неплохие, но не сказал бы, что есть в них что-то, чего нельзя найти в четырех долинах. К тому же, такое ощущение, что здесь немного теплее, и снег на трассах солнечной стороны/к обеду уже начинал приближаться к каше. В город от Rio Gere на лыжах спускались какими-то лесными тропами, в конце вообще через дырки в заборах. Вообще, здесь оба спуска в город на лыжах плохие. И от Col Druscie трасса несколько раз пересекает серпантин автодороги, и предлагается ехать на лыжах по тонкому слою снега, которым покрытие присыпано в таких местах, или раз пять снимать по дороге лыжи. Здесь, видимо, принято спускаться вниз на подъемнике. Трассы показались в основном средней сложности красные, хотя были внимательно обкатаны и черные (я бы оценил и их как черно-красные, и вообще градацию трасс понизил бы на полкатегории-категорию). Довольно много народа. В целом, более 2-х дней я бы тут не выдержал - мало трасс и они коротковаты. Да и вообще, не нашел здесь ничего, чего нельзя было найти на Селла Ронде и в 4-х долинах.

В конце дня ждал еще один облом, - и дорогой ресторан наверху, и селф-сервис чуть пониже в 15.00 уже закрыли кухню, и поесть можно было только совсем убогие сэндвичи, даже без зелени!

Вечерняя Кортина, однако, производит впечатление: похоже, позиционируется как нечто вроде «горный курорт для сливок итальянского общества». Вечерний променад по центральной улице многочисленных шуб и пиджаков, частенько с маленькими собачками, сопровождается запахом дорогих сигар ... Все несколько дороже. Например, old-fashion плакат-постер Кортины обошелся в 25 Е. Кроме бутиков, в центре большой 3-х-4-х-этажный универмаг Cooperativa di Cortina, полный народа, шоппинг кипит.

Кортина, главная улица

В тот день, мотаясь по обратным серпантинам из Кортины, нам пришла в голову мысль все же в Венецию не ездить, потому что из-за долгой дороги показалось неэффективным ехать туда на день, а на два не хотели из-за потери катального времени. В Верону еще раньше решили не ездить - смотреть немного, а дня жалко. Однако, день отдыха был нужен, и решили устроить его завтра на месте.

Воскресенье. Встали позднее обычного. С утра весело позагорали на своем балконе, солнце отличное, в плавках не холодно.

Канацеи и долина Фассы, вид с балкона направо

Поехали на авто на Пордои, но заехали не туда, и потом долго пили вкусный кофе с разными другими вкусностями в Араббе за столиком кафе на улице, щурились на солнце и болтали, и потом на Сасс Пордои не успели.

Вечером гуляли по Канацеям. Eghes.

Бар-паб Lieber Augustin. Вообще, Канацеи вечером производят впечатление глухой деревни, после 8-9 на улицах почти никого, по вечерам никто не гуляет ... Мне показалось, что и есть-то пара мест, где хоть какая-то жизнь - Lieber Augustin (с 16.30) да Husky Pub (с 22.30). Первый показался поразбитнее и погорнолыжнее, второй поприличнее, поромантичнее и поскучнее. И там, и там - живая музыка, в наши посещения - интернациональные англоязычные шлягеры. Но в Августине поживее/потанцевальнее. Цены везде стандартные - пиво-граппа 4-5 Е. Вообще же, еще хорошая возможность апре-ски есть для живущих в Кампителло: туда спуск с горы только на подъемнике, и рядом с ним наверху есть стеклянное апрескишное кафе-стакан, где неоднократно были замечены в конце дня шумные и веселые апре-ски под музыку. Лыжи при этом, вроде бы, можно оставить наверху в хранилище возле подъемника.

Понедельник. Несколько раз скатились с Бельведере, потом уехали в Гардену. Долго катались по Саслонгу (левый хороший, правый неинтересный), трасса отличная и интересная из-за перепадов-поворотов, и по не менее прекрасному Чиампиною. Потом пересекли Гардену, поднялись на Сечеду, и съездили на обед в кафе Валь Д Анна на Кол Рейзер. Питание на горе суп 6-8Е, второе 8-10. Обед - 20-25Е, порции большие, на двоих одного блюда хватает или много. Минимально можно брать в барах panini - сэндвичи по 4-5 Е. Из блюд в горных кафе обычно выбор из 4-5 стандартных интернациональных супов, немного побольше вариантов второго, изобилие вкусных десертов, а вот мороженое далеко не везде. Культура здесь, в четырех ладинских долинах Фасса, Гардена, Арабба и Альта-Бадия, двойная, итало-немецкая. Не сказал бы, что курорт интернациональный - дальних гостей типа американцев/англичан немного, в основном итальянцы и немцы, часты восточноевропейцы. Весьма много русских. Однако, в кафе засиделись, и дорога обратно получилась в виде скачек с буграми-препятствиями на приз 60 Е за такси. Выиграли, успели, но бугры с Чиампиноя в План де Гральбу запомнились.

Вечером, поразмыслив, решили, что в Венецию все же можно съездить (вдруг и очень сильно захотелось к морю), но по следующей (полностью оправдавшей себя потом) схеме: днем катаемся, вечером в авто, туда, снимаем на ночь отель, утро-день в Венеции, вечером обратно. Итак, завтра вечером к морю.

Вторник. Катались в Чиампаке-Буффауре. Зону Буффауре зачем-то обкатали, но интереса она не представляет, все по схеме красное там синее.

Черная же трасса Чиампака - одно из лучших найденных мест катания. Пустынная, отличная перепадистая и поворотистая длинная трасса, в прекрасном состоянии, идеальна для отработки техники и непрерывного катания - вдоль нее ходит быстрая кабина, и, если спускаться без остановок, то как раз успеваешь попасть в цикл кабины, и получается практически непрерывно вверх-вниз. С удовольствием откатались таким образом по этой трассе 2-3 часа. После Селлы, когда относительно много времени отнимают промежуточные перемещения по подъемникам и неинтересным трассам, это было как раз то, что надо.

Потом поехали на смотровую площадку на Сасс Пордои (вторую обзорную точку в 4-х долинах, первая - смотровая на Мармоладе). Наверху массива Группа Селла - плато приблизительно с пару км диаметром, по нему можно гулять, чем мы и позанимались с удовольствием. Изначально была идея там позагорать, внизу вполне можно было, но здесь оказалось холодновато. Конечно, очень красивые виды там, фотографии.

С плато вниз есть несколько вариантов спуска на лыжах, но я решил по ним не идти, т.к. представлялось, что маловато снега и не хотел поцарапать лыжи, а вообще при большем снеге было бы интересно. Спуски, конечно, не трассы, а немаркированные маршруты, не очень длинные, при входе предупреждающие надписи об опасности камнепадов/обвалов/лавин и т.д. Скалы, видимо, действительно иногда сыпятся.

Канале Гранде, Венеция
Канале Гранде, Венеция
Канале Гранде, Венеция

Канале Гранде, Венеция

Канале Гранде, Венеция

Канале Гранде, Венеция

Канале Гранде, Венеция
Канале Гранде, Венеция
Исола ди Сан Джорджио Маджоре, Венеция
Исола ди Сан Джорджио Маджоре, Венеция
Базилика ди Сан Марко, Венеция
Базилика ди Сан Марко, Венеция
Площадь Сан Марко, Венеция
Площадь Сан Марко, Венеция
Пьяццетта, Венеция
Пьяццетта, Венеция
Палаццо Дукале, Венеция
Палаццо Дукале, Венеция
Канал Гранде, Венеция
Канал Гранде, Венеция
Вилетта Пордои
Вилетта Пордои
Панно на верхней станции подъемника Лусия-Вальбона, Альпе Лусия
Панно на верхней станции подъемника Лусия-Вальбона, Альпе Лусия

Вечером поехали в Венецию. Накануне проконсультировались с хозяевами апартаментов насчет маршрута. Мишлен давал дорогу через Кортину, но хозяева однозначно сказали, что лучше ехать иначе, не по Мишлену, а по маршруту Канацеи-Федайя-Каприле-Аллеге-Агордо-Беллуно-Венеция. Так и поехали. Хозяин апартаментов говорил, что у него занимает 2 часа, у нас заняло около 3-х. Ехали по указателям, по GPS дорога до Беллуно пролегала в чистом поле, почему-то эти шоссе на тот момент не были внесены в систему. Проезжая Беллуно, немного потерялись (в городе указатели на время пропали), но, пару раз спросив автостраду, попали на нее. От Беллуно до Венеции она прекрасная, скоростная и пустая, проезд около 10 €. Ночевать решили, естественно, не в Венеции, а в предместье на континенте, в Местре. Прибыв туда, спросили пару раз, где у них скопление недорогих гостиниц, удобных, чтобы утром в Венецию. Выяснили, что вокруг ж/д вокзала (Stazione, или, там же, Hospital), еще пару раз спросив, добрались и до места. Здесь действительно много **/*** гостиниц, хотя есть и ****/*. Особо не выбирая, взяли номер в отеле *** в 100 м от вокзала, 70 € на двоих с завтраком. Номер приличный. Публичная парковка рядом 20.00-08.00 бесплатно, днем 0,50 €/час, или в 50 м другая парковка 5 €/сутки. Теплее, и пахнет морем ... ...

Среда. Утром прыг в городской автобус возле отеля и на остров. Стоит 1 €, идет около 20 мин. Оказалось, билеты надо покупать заранее, - водитель не продает, - но выручил любезный молодой итальянец, отдав нам пару своих, потом угостили его кофе. Вапоретто по Гранд Каналу (6,50 €), череда палаццо, фото.

Зелено-синяя вода каналов, регулировщики движения лодок, строй покачивающихся на волнах гондол на набережной ... Площадь Сан Марко, аудиогиды, собор Сан-Марко и музей внутри, Дворец Дожей. Не сказал бы, что обзор всего этого за один день - полный галопом по европам, было время и остановиться-постоять. Т.е. самое главное за один день посмотреть реально.

Вечерняя Венеция, разноцветные огни отражаются в воде ... Перекусили в кафе, небольшая прогулка до моста Риальто. Там берем гондолу (100/150Е на 15/30 мин), красивую и черную, как Роллс-Ройс, и по Гранд Каналу, а, главное, в тихие узкие канальчики-переулки в сторону от него. В глубине кварталов тишина, только плещет волна о подножия домов, на мостиках и стенах домов мелькают тени ... Гондольер показывает и рассказывает немного о домах (тоже, кстати, катается, обычно в Мадонне ди Кампильо в январе). Шутки для спросил, а можно ли тут на байдарке - говорит, можно, и вообще, оказывается, здесь летом такие бывают. Впрочем, если ему верить, то и все известные миру итальянцы родом из Венеции.

Гуляем через Венецию дальше (весь остров насквозь - полчаса-час пешком). Заблудиться невозможно: чуть ли не на каждом повороте - стрелки к FerroVia (ж/д). По ходу завернул в агентство недвижимости, говорят, аренда апартаментов непосредственно в Венеции на 4-х с двумя спальнями 800-1000Е/неделя. Т.е. 30 Е чел.-день. Город к 8-9 вечера затихает, магазины закрываются, пора на поезд. До Местре любой (интервал 10-15 мин.), 1 остановка, 1 Евро и те же 15-20 мин. Около 22.00 выезжаем на автостраду и домой. Париж стоит мессы, а Венеция - катального дня и долгой дороги.

Четверг. Неспешный подъем и завтрак.

Проездом через Канацеи, Кампителло и почти всю долину Фассы поехали в Сан-Пелегрино. Кампителло по размеру и магазинам/заведениям показался не меньше Канацеев. Вообще, все поселки долины, Поцца, Виго, Моэна, представились приблизительно одинаковыми, может быть, Моэна немного побольше.

Катальный регион Альп ди Люсия не представил интереса, в т.ч. спуски с Ле Куне. Исключением была только одна черная трасса Fiamme Orо I от Valbona в Ronchi. Она, конечно, хороша, и мы долго по ней и катались, но знал бы - не поехал бы сюда только из-за нее: аналогичное (а может быть, и лучше) место, но ближе - Чиампак.

Панно на верхней станции подъемника Лусия-Вальбона, Альпе Лусия

На перевал Сан-Пелегрино не поехали, большинство трасс там были обозначены как красные, а мы, сравнив схему и реальность Люсии, решили, что красный цвет тут иногда путается с синим. Вечером по дороге обратно гуляли по Моэне. В магазинах и остальном нет разницы с Канацеями.

Eghes. Потом пошли в Husky Pub. Столики все забиты, но нам повезло и чудом удалось занять место. Некий Stefano Dallas дуэтом с девушкой поет под синтезатор американские стандарты, народу много, но танцуют мало, в основном слушают. Стоя. Как-то здесь скучновато, и, выпив по коктейлю, - домой.

Пятница. Изначально планировалось в последний день покататься в Бельведере-Роделле, но, покатавшись сначала в Бельведере, решили посвятить остаток дня Араббе и ее черным трассам, где и прокатались весь день на двукресле Portados и Europa I, и правильно сделали - здесь интереснее Роделлы. Пообедали на Порта Весково, полента тамошняя как-то не впечатлила. Последний раз поскакали по буграм от Порта Весково (уже начиная находить в этом некое мазохистское удовольствие, еще немного, и я бы увлекся могулом, а что еще делать остается), последние снимки на Бельведере ...

Вечером Eghes, потом вкусности в кафе напротив парковки - хорошо, тихо и относительно недорого. Сборы.

Суббота. Подъем в 3, выезд в 4. При вылете по расписанию в 12.45 это было полностью правильно, в аэропорт успели только-только, из-за пробок при подъезде к Мюнхену и на МКАД. Пробки отняли пару часов. Могли и опоздать, если бы поехали позже, или пробки были бы больше. Серпантин с редкими машинами прошли за 40 мин, несмотря на сильный туман на перевале, затем быстро прошли автобаны Италии-Австрии. В Германии начался сильнейший боковой западный ветер, машину на скорости болтало, и так ехали часа полтора. Проезжая, видели поваленные деревья сбоку шоссе, елки гнулись, как ковыль в степи. Где-то на северо-востоке МКАД заправились. Стоящую на заправке машину покачивало ветром, несмотря на ее большую загрузку. На севере Мюнхена проехали грозу, после нее пошли заряды дождя со снегом. Одним словом, дорога обратно была с погодными катаклизмами. Однако, прибыли мы вовремя, а рейс, естественно, задержали часа на полтора. Хотя мы звонили с дороги, и нам отвечали, что полетят по расписанию. Сдали авто (мыть и пылесосить авто не надо, ключи и бумаги, кроме контракта, оставляются в машине, цепи с собой и сдаются на стойку, где брались), при сдаче попросил для спокойствия CheckList - все ОК. В результате авто (напомню, Ford C-Max дизель на 2 недели, с GPS) обошлось в 698€ (= 503€ аренда + 10€ возможность аннуляции + 46€ цепи + 139€ доп. страховка минимизации франшизы до 100€). Солярка и проезд Мюнхен-Фасса-Мюнхен (670 км) и Фасса-Кортина-Фасса (80 км) стоили 150€ (марки для Австрии 15,40Е + плата за автобаны 23€ + солярка 110€). Итого авторасходы из расчета "на человека" составили 210€. Кроме того, поездка в Венецию (440 км) стоила на круг 80 Евро (20€ плата за дорогу, 5€ - за парковку, 45€ - за солярку). Солярка была 1,80-1,90Е.

Однако, пока мы ждали посадки в самолет, выглянуло солнце. Полупустой А320. Домодедово. Такси надо брать за шлагбаумом, среди выгрузивших пассажиров и возвращающихся в Москву машин.

Резюме. Поездка как отдыхательная и спокойно-трассово катальная, думается, удалась. Доломиты - очень красивые горы. Огромный регион катания, на две недели вполне хватает, и еще останется. И разнообразный: с одной стороны, очень много черных, при этом часто длинных, трасс, с другой, синих километров вообще не сосчитать. Большие возможности и для оффписта: по моему мнению, может быть, и не меньше, чем в С.-Антоне, где были в прошлом году. Жаль, нам этого не досталось - снегопадов не было. Правда, здесь есть еще момент легальности ... Хорошо накатались, замечательно загорели, поели вкусностей. Дислокация в Валь ди Фасса понравилась - свои регионы Бельведере-Роделла хороши, удобно и в Гардену, и в Араббу, не очень удобно в Альта-Бадию, но она как раз самая малоинтересная. При машине, можно было жить не в Канацеях/Кампителло, а в других поселках долины, что дешевле (хотя приходилось бы начинать/заканчивать кататься всем вместе, и постоянно мотаться туда-сюда в Канацеи/Кампителло, в т.ч. в wellness/бассейн, и с заведениями после бани посложнее - за руль надо потом; но для себя отметил Альбу, что рядом с Чиампаком). Wellness-центр Канацеев, в целом, на 4- балла. Слабые или никакие апре-ски, шоппинг, культурная программа в долинах. Кортину посмотрели, но не в восторге, для катания больше туда не поеду. Очень хорошо, что съездили все же в Венецию. Сезон, по результатам, был выбран хорошо - уже в конце нашего пребывания стало заметно теплеть и таять, а ранее нашего времени могли быть проблемы с солнцем. Инфраструктура подъемников хорошая, очереди редки. Подготовка склонов отличная. Итальянцы, на мой взгляд, вообще оказались в плане собственно горнолыжности продвинутее австрийцев в C.-Антоне и французов в Шамони, лучше и удобнее все - от планировки трасс до возможности по скипассу потом посмотреть свой путь катания. Три наиболее понравившихся места - черная Чиампака, Саслонг и Чиампиной рядом, черно-красные неселларондовские трассы Араббы. В принципе, если ограничиваться сливками, то можно ехать и на неделю, при этом еще и оставить день на Венецию. Понравилось.

Arrivederci Dolomiti!

Бюджет поездки (в Евро, на чел.):

  • Авиабилет - 166
  • Проживание - 310
  • Ски-пасс - 343
  • Авто - 210
  • Еда - 100
  • Страховка - 12
  • Виза - 35

Итого - 1200

Бюджет дан без учета Венеции/wellness/кафе-ресторанов (как и было для половины компании). Оные стоили, ориентировочно, еще 400-500 €/чел.

Отзывы и комментарии Подписаться на отзывы

Для того, чтобы добавить свой отзыв, вы должны быть авторизованы на сервере

Kulik ( 5 Ноябрь 2008, Ср, 15:57)

Спасибо за подробную инфу.

"...совсем убогие сэндвичи, даже без зелени!" - поржалSmile

Loake (21 Июль 2009, Вт, 12:53)

По адресу http://loake.narod.ru/Fassa2008/Fassa2008_1.html можно

дополнительно см. полный фотоальбом.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024