На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Вальторанс, 15-29 января 2005 года

7

Алексей Пешков

Почему именно Вальторанс.

Как-то так получилось, что Франция оставалась совершенно неохваченной, супротив Австрии и Италии. Признаться, у меня при слове Франция вообще ничего в голове горнолыжного не появлялось, кроме слов Россиньоль и Саломон.

Так что Вальторанс скорее подвернулся, нежели был сознательно выбран. Хотя первоначальное ознакомление с параметрами порадовало. Весьма высоко (как потом оказалось - выше всех в Европе :) Дополнительно подстраховались с ранним временем заезда. Соображения были такие - чем выше и холоднее, тем большая вероятность, что снег не будет таять днем и мерзнуть по вечерам. Ну и вообще, что снег в принципе какой-то да будет. А значит, наши передвижения по замерзшим осадкам не ограничатся трассами.

Понимая, что данный отчет переживет Интернет, сообщаю для тех, кто потом все равно все забудет - зима 2005 года была малоснежная. На момент приезда, снег не шел уже около 2-х месяцев, и оставалось его на высоте 2300 м - 60 см., а на 3200 - 80см. Однако благодаря грамотной шаманской работе, на второй день катания зарядило, и рядило аж полторы недели без перерыва. Так что, удалось посмотреть на Вальторанс со многих сторон. От солнышка и относительного тепла до -27, и от бугров на глетчере до приличной целины. На момент отъезда снега было 110см на 2300 и 180 см. вверху. Конечно, это явно не предел курорта, однако см. выше примечание для тех, кто...

1

2

3

4

5

6

Собственно каталово.

Сразу скажу - выбор Вальторанса оправдал себя на все 100% Даже при относительном отсутствии снега. Раскатываются всевозможные кулуары и т.п. Очень полезный, на мой взгляд, фичей оказался темный цвет тамошних горных пород. Все-таки торчащие кирпичи лучше видеть сразу. Кстати, первые два дня бесснежья очень помогли потом безрассудно не ломиться направо и налево. Кирпича там насыпано по-доброму. Щедрой, как говорится, рукой. Разнообразнейших форм и размеров. Позже, присыпавшись снегом, все выглядело настолько милым и пушистым, что не убились только потому, что помнили-таки, что там лежит. В общем-то, главный совет, который стоит вынести из этого отчета - осторожнее.

Ничего не могу сказать за "фрирайд", т.к. это слово стараниями маркетологов превратилось в синоним "круто" и "не хочу на пенсию", однако "около и рядом" трассовое катание в Вальторансе на высоте. Т.е. без гида, не подвергая себя риску оказаться в неизвестном месте, имеется множество маршрутов позволяющих быть вне, но в конце-концов вырулить на трассу. Причем, что отрадно, это не стандартный набор из "под опорами креселки" плюс "лес между выкатами". Скажем так - по внетрассовому катанию имеем абсолютно все плюсы высокогорных курортов и, в зависимости от наличия и состояния снега, отправляться можно практически в любую сторону.

А при особо хорошем раскладе, как было в нашем случае, идущий снег превращает в поля целины обычные синие трассы.

Что сильно порадовало, так это отношение ратратчиков к снегопаду. Не долбят тупо с утра все трассы, а многие оставляют в нетронутом виде. В результате получаем отличное катание даже в пределах флажков. Что также отметилось, после того как снег прекратился, многие места, которые мы считали "вне" трасс, разметили флажками. Т.е. я хочу сказать - душевно там относятся к желанию людей проехать, не только уткнувшись курвиметром в карту. Характерен и пример с закрытием трасс. Куда-то ехали - видим, трасса закрыта. После недолгого совещания, конечно поехали. Ну и что было? Да полный расколбас, который смерзся комками. Съехав, что сказали? Правильно закрыли, в общем-то, не стоило и лазить. Что приятно, т.к. появилось нормальное понимание, что следят, мониторят и вообще - понимают, чего делают.

Я чего так подробно останавливаюсь на этом? Не во всех странах наличествует именно такое вот отношение. Чаще всего ограничиваются стационарным столбом "шухер, лавина!", он там и стоит вечно. И в жару и в холод, и воспринимается скорее, как предмет интерьера.

Весьма удобно, на мой взгляд, устроены и подъемники. Практически нет одинокоходяших веток. Так если что-то закрыто, то не отрезаются регионы катания, а просто меняется путь их достижения.

Помимо собственно Вальторанса, есть возможность добраться до других курортов. Такие путешествия мы любим, поэтому объездили практически все. Краткое описание, в порядке удаленности от Вальторанса:

Les Menuires - 1850

Из серии "два мира, два детства". Под боком у Вальторанса, но заметно пожиже. Даже просто по красоте видов уступает. Горнолыжный курорт из фантастических книжек 60-70-ых годов. Дикая советская архитектура, "алиса, держи миелофон", очереди подъемников, пересекающих небо с такой плотностью, что я чувствовал себя в трамвайном парке, а не на склоне горы. Ну, это положим, собственно к катанию отношения не имеет, но скажем так - не нашел я в Минуэре ничего такого, ради чего там стоило бы жить. Как-то уж очень он проигрывает своим соседям. Безусловно, после снегопада, когда в Вальторансе все раскатали, он становится весьма привлекательным. Но именно "на посошок".

А, может быть, такое негативно впечатление у меня сложилось, т.к. незадолго до того, оттуда отправилась группа с инструктором, которую завалило лавиной. Не знаю.

Meribel 1450

Сразу скажу, до самого Мерибеля мы так и не доехали. Очень уж он низко оказался. Остановились в Мерибель Мотаретт 1750. Весьма и весьма достойное место. В прямом смысле поля для внетрассового катания, плюс елки в виде бонуса внизу. Отличия от Вальторанса - несколько все поположе и нет таких резких перепадов высот на трассах.

Courchevel

Это, видимо, самый известный и самый дорогой из курортов 3-х долин. Соответственно, ничего особого, кроме брильянтов и девушек в шапках из песца на трассах мы не ждали. Благо, опыт посещения Кортина Д'Ампеццо имелся. Оказалось по сравнению с итальянским шиком всё много демократичнее. Вполне себе нормальное местно. Правда, неожиданно оказалось, что Куршавелей аж три штуки. Мы успели съездить только в самый высокий - 1850. Прелестные трехэтажные пансионаты в елках, а не студенческие ульи со спортзалом и катком. Зеленые трассы, напоминающие прогулку в подмосковном лесу на беговых лыжах. При этом вокруг есть нормальные горы не хуже самого Вальторанса. И именно там проводятся соревнования по тому же фрирайду. Видимо, успех этого места в удачном совмещении этих двух крайностей.

Но Вальторанс - лучше. Подмосковье у нас и так под боком.

В целом по катанию: после 2-х недель осталось ощущение, что надо бы еще. Результат, на мой взгляд - замечательный.

Проживания и веселия

Жили мы в неком сооружении под названием Pierre&Vacances. Многоэтажное и практически безразмерное оно одной стороной выходит в город, другой - на трассу и расположено прямо напротив основной станции подъемника. Немерянная такая студенческая общага, куда съезжается пол-европы в возрасте от 16 лет - стайки счастливых обладательниц лыж или доски снуют за молодыми-инструкторами, который чувствуют себя как в малиннике. По вечерам зажигают либо в ирландском пабе, где танцы устраивают прямо на столах и главная задача - просто удержаться, либо во внутреннем дворе, где сон для остальных отменяется. Не выходя в город можно посетить супермаркет, сортир, ресторан, Интернет кафе и бар. Многоместный улей, состоящий из двориков, закутков, отсеков и полутемных коридоров. Между всем этим вольно разъезжают лифты специальной ориентации (вверх-вниз) и с оригинальной системой управления, не с первого раза разберешь. Некоторые компании по ночам тусят прямо в лифте, затарившись пивом, но их оттуда гонят...

Иногда попадаются незабываемые экземпляры туристов серии - "я первый раз на луне", которые входят с удивленными лицами в какую-нть дверь, и через минуту с таким же выражением появляются у тебя из-за спины. Короче - космобаза. У отсеков клички - "Кузка", "Назка", "Машу" и "Пишу"...

Но устройство себя оправдывает. Таких мелких частных пансионов, характерных для Австрии, в Вальторансе вообще нет, а из всех многоэтажек, наша космобаза, на мой взгляд, оптимально расположена по отношению к подъемникам.

Что очень порадовало - в центре городка есть спорт-центр, в котором (опять студенческие расклады!) запросто поиграть в сквош, бадминтон и настольный теннис. Есть бассейн и батут. Мы более на пинг-понг налегали. 5 евро за ракетку и играй без ограничений времени. Не знаю, то ли пионерлагерное детство у нас общее, то ли цена небольшая, то ли еще что, но особой популярностью пользовался пинг-понг у представителей славянских народов. Чехи, словаки, хорваты.

Что удивило

Разрушен миф - "французы не говорят по-английски". Не знаю уж, откуда он у нас такой был, но что был - точно. Оказалось - прекрасно и охотно говорят. Да и вообще языковых проблем ни разу не было.

Разрушен миф - "итальянцы раздолбаи". Раздолбаи - французы. Я заценил, как у них устроена проверка ски-пасса на горе. Не, ну мы же все себе представляем, как должно быть. Магнитная полоса. Автомат. Все мигает. Австрия? Да что там, в Волене бывали, знаем, как в Европах. Мн-да. Тут ски-пасс вообще никто не проверяет. А иногда выставляют дядю и он типа смотрит - похож ты в шлеме, очках и флиске на морде на свою фотографию без всего этого. Чтоб дядя не напрягался, выставляют его обычно с утра и ненадолго. Прикольно. Мне понравилось. Без излишней механизации.

Вообще народ веселый и творческий. Видели бордера в балахоне "Маска Смерти", двух красавцев в Крушавеле - один в костюме Бэтмана, другой - Спайдермэна. Жалко, быстро проехали. Про англичан, гуляющих по курорту в шортах с голыми ногами при минус 20 вообще не говорю, но настоящие отвязные парни катались просто в ОДНИХ трусах, приторочив всю одежку к рюкзачкам! И это когда был Canadian Frost, то есть минус 27 наверху, а в долине чуть ниже.

С кем и как летали

Адреналин - www.adrenalin.org.ru

Перелет был великолепный - авиакомпания VIM авиа - в срок и на отличном новом Боинге 757. Хорошо рекомендованы апартаменты. Но единственный раз, когда мы прибегли к помощи гида- выяснить, почему не предупредили о неожиданных тратах - толку не было никакого.

Кстати, для тех, кто не знает, при отъезде из наших апартаментов надо было заплатить так называемые local tax, по 1 евро за человека за день проживания - всего 28. Нас об этом никто заранее не предупредил.
Жизнь с кредиткой полностью себя оправдала. Даже при полном отсутствии наличности и на 3200 можно было не беспокоиться.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024