На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Шамони. 2-16 января 1999 года.


Саша Демянюк 0. Авторы.
  1. Александр Демянюк .
  2. Дмитрий Климов .
Специальное спасибо:
  • Шуре Заколдаеву
  • Жене Лисичкину
  • Жоре Дубенецкому
  • Ксении Свердловой
Дима Климов

1. Дорога.

Итак, благословясь, 2-го января, не успевшие еще отойти от встреч Нового Года, мы двинулись в путь. Предупрежденные заранее более опытными товарищами мы приехали в Шарик часа за 2.5 до отлета. Как позднее выяснилось - абсолютно правильно сделали, так как мест в самолете оказалось чуть меньше, чем билетов, и часть народу добиралась до Женевы дополнительным Аэрофлотовским рейсом. Билеты мы брали через то же агентство "Интурфемили", где и покупали тур. Билет до Женевы и обратно обошелся взрослым в 380, детям - в 195 $ (тариф SUPERPEX). Декларировать нам было нечего, посему остаток времени мы слонялись по Duty Free, слухи о дешевизне которого сильно преувеличены:-) В самолете нас промурыжили еще 2 часа, после чего мы благополучно взлетели - выпили - полетели - выпили - приземлились - выпили:-) Международный аэропорт Женевы произвел на нас тягостное впечатление как при прилете - так и при отлете. Но об этом позже, а французский сектор встретил нас невесело:-( Три с лишним сотни человек около часа томились в предбаннике размером с кухню и пытались заполнить карточку прибытия (Carte de debarquement) на французском языке, которого, конечно, никто не знал, поэтому часть народу написала в графе "Девичья фамилия" свое отчество, что впрочем с пониманием было воспринято французскими пограничниками (Кто их знает, русских, может у них так принято :-) Обидное в этой истории то, что мы стояли и пропускали народ, прибывший из Парижа. Умные люди, конечно, обошли этот кордон и прикинулись парижанами - прошло легко!

Для того, чтобы прикинуться парижанином надо запомнить волшебное слово - "Пардон". Произносить его надо мягко, я бы сказал - ласково, с ударением на последний слог. Потом можно смело раздвигать недогадливых россиян и продвигаться к пограничному контролю.

Не без труда найдя свой автобус, поджидавший нас вместе с Игорем Десятником, мы в него погрузились и через 2 часа были в Шамонихе.


2. Жилье.

Жили мы в апартаментах ORION, что в районе Зюд (Chamonix-Sud). Район очень удобный по следующим причинам:

  • до центра Шамони - 5 минут пешком
  • Зюд - конечная остановка автобусов, возящих на гору и обратно, поэтому садишься первым, а вылезаешь - последним. Это обстоятельство очень важно, так как народу поутру - действительно много, и сесть где-нибудь у поворота на Бреван на автобус на Гран-Монте достаточно проблематично. Причем от Зюда автобусы идут во все регионы катания, чего не скажешь о некоторых других остановках. Автобусы ходят по Шамони по кольцу, поэтому кроме Зюда и угла улиц Rue Joseph Vallot и Av. Du Mont-Blanc нет мест с остановкой "в обе стороны". Правда расстояния там небольшие и идти от остановки до жилья, где бы ты не жил, много не придется.

Апартаменты нам понравились, в номере:

  • Санузел совмещенный с ванной
  • Спальня - столовая. Большой раскладной диван, очень удобный, большой стол (вшестером - легко сидели), журнальный столик, тумба с телевизором (за него надо платить около 35 FF в день, а то не работает:-), 2-х канфорочная элекроплитка, холодильник, мойка, полный (!) набор посуды и кухонной утвари, гриль, кофеварка.
  • Лоджия 1.5 на 1.5 м со столиком и стульями
  • Изолированный от спальни закуточек с двухярусной детской кроватью.

За все это удовольствие мы заплатили в Москве 740 $ за 2 недели. Если платить там - выйдет столько же с точностью до курса FF/USD. Кстати, валюту в Шамонях меняют круглосуточно. Во время нашего пребывания там курс колебался 5.32-5.33 FF/USD. Так что можно менять все деньги сразу - можно не все, ничего на этом не наваришь/не потеряешь:-) С нас пытались попросить залог за апартаменты по 1000FF, однако в Москве нас заверили, что достаточно в залог паспорта и, ссылаясь на это, мы связались с представителем ИТФ там, неким Даниэлем, который, к счастью, хорошо говорил по-английски и объяснили, что эта проблема - его и ИТФ. И он ее благополучно решил, связавшись с ИТФ и получив от них гарантийное письмо.
Следует отметить, что французы имеют привычку напоминать о деньгах в самый неподходящий момент. Залог с нас попросили на третий день пребывания в аппартаментах, а туристский сбор попросили в последний день. Хорошо, что у нас осталась некая сумма денег, которой хватило на оплату турсбора (об этом позже).

Совет: при покупке тура следует уточнить, оплатили ли Вы турсбор или его следует платить на месте.

После решения проблем с залогом нам в номера были торжественно доставлены кофеварки. Мы уже стали опытными туристами, поэтому пошли к стойке выяснять, что это за новый сервис. На вопрос: "Зачем нам принесли кофеварки?", мы получили резонный ответ: "Чтобы варить кофе". ;-) Ну что ж - денег не просят - пусть будут кофеварки!

После утрясания всех формальностей, обмена валюты (похоже, меняя по 1500 долларов сразу, мы произвели впечатление новоявленных нуворишей:-), мы на следующий день отправились за ски-пассами, о чем отдельная глава.


3. Ски-пассы.

В любом отеле, где вы проживаете, у стойки можно взять книжечку Cham'Ski на 56 страницах на одном из 4-х европейских языков. Книжечка эта - только о ски-пассах. Рекомендую ее прочитать внимательно перед походом в Офис по туризму. Однако несколько общих рекомендаций:

  1. Если вы планируете кататься каждый день и не опасаетесь природных катаклизмов (кстати, в Шамони НИКОГДА не закрывают НИ ОДИН РЕГИОН полностью!) - покупайте скипасс на все дни катания минус один. Почему минус один? Да потому что либо в этот день в Курмайор съездите (1 день катания входит в скипасс на 6 дней и больше), либо день отдыха где-нибудь посредине устроите. Принцип тот же: скипасс на 6 дн. и более продлевается на день, если вы один день ВООБЩЕ НИГДЕ не поднимались. А прокататься там 2 недели без отдыха имхо невозможно :-)
  2. Если вы с детьми - покупайте либо Cham'Fam (2-е взрослых и 2-е детей), либо Bon'Plan (1 взрослый и 1 ребенок).

Ски-пассы меньше, чем на 4 дня можно купить и на нижней станции канатки любого из регионов катания. Там же можно купить и ски-пасс ТОЛЬКО на этот регион. Особенного смысла в этом нет, если вы не живете в Argentiere у нижней станции Les Grands Montents :-) Да и в этом случае на Гран-Монте в непогоду - делать нечего:-) На один регион скипассы бывают разные: на полный день, с 11 часов, с 13 часов, до 13 и пр.). На этом вероятно можно сэкономить, однако катающимся людям - вряд ли:-)


4. Регионы катания.

Гран Монте Гран-Монте (Les Grand Montets).

Самый лучший, самый большой и разнообразный регион катания. Можно кататься как по трассам, так и между ними, вдалеке от них и т.д. Склоны обращены на Север, поэтому загорать лучше туда не ездить:-) Для любителей целины я бы порекомендовал внетрассовый спуск к леднику Glacier d'Argentiere (вправо от черной трассы N 1, что от самого верха). Изумительный вид на ледник, а если еще и на целяк хороший попадете - мм┘.. ничего другого в жизни и не надо! (За исключением "Белой долины":-), но об этом позже. Прикалывает стоящее у границы ледника (вне трассы!) кафе. Как туда обслуга и продукты попадают - непонятно:-) BTW на Гран-Монте - самые низкие цены на общепит из всех регионов.
ВНИМАНИЕ: в ски-пасс не входит оплата самого верхнего подъемника Lognan - Aiguille des Grand Montets, за исключением 6-дневных (и длиннее) Chan'ski. Там по норме: 6 дней - 2 подъема, 12 - 4 и т.д.

Бреван. Бреван (Le Brevent).

Тоже хороший регион для катания. Основная прелесть - подъемник начинается прямо в Шамонях. Если живешь в Les Balcon du Savoy ****, так вообще пешком дойти можно. Склон - южный, можно кататься - можно и загорать. В этом регионе находится, на мой взгляд, самая РАЗНООБРАЗНАЯ трасса N 2. Дело в том, что она очень широкая и со сложным переменным рельефом, так что количество комбинаций ее прохождения - бесчисленно, как и уровень сложности. Можно пройти ее как зеленую, а можно ВСЮ - как красную. Эх, нам бы такую горку, да в Подмосковье!. Ничего другого и не надо было бы.:-) Для семейного катания на одном склоне - самая удачная горка. Для продвинутых и экспертов существует черная трасса N 1 (с верхней станции канатки Planpraz - Brevent). Трасса по-настоящему заставляет работать и бороться. Есть и возможность внетрассового катания - кулуары, доски, камушки и прочая прелесть, в отличие от Гран-Монте более безопасная, но позволяющая ощутить себя экстримером даже среднему лыжнику. С этого региона (и обратно) можно попасть через связку красных трасс и подъемник Le Brevent - La Flegere на другой регион катания - Le Flegere.

Флежер (Le Flegere).

Самый невнятный для меня регион. Видимо потому, что попадали мы туда только в плохую погоду и всего увидеть не успели. Однако регион был бы существенно лучше, не будь он так испорчен ратраками. Просто проклятым буржуям надо было продать там красные трассы, - ну вот они и расписали весь склон поперечными отратраченными зигзагами. Приятного мало: катишь по уши в целяке, а потом выскакиваешь с порожка в 0.5 метра на жесткий отратраченный склон:-( Справедливости ради должен заметить, что все вышесказанное относится только к левой части региона, а справа мы особенно не катались, так как всего один раз заехали и в снегопаде с туманом насилу дорогу обратно нашли:-)

Ле Тур Ле Тур (Le Tour - Col de Balme).

Регион, конечно, для начинающих, хотя мы с Димкой там веселились и верещали от счастья, как щенята:-) Огромной ширины великолепно подготовленные склоны. Именно в этом регионе я впервые в жизни разогнался до скорости, на которой мне стало немного жутковато от мысли : "А если я сейчас упаду?" Вроде по карте там есть и черные трассы, но мы их не нашли:-) А! Вот! В этом регионе можно нелегально перейти французско-швейцарскую границу. На лыжах, как пастор Шлаг:-) Когда есть снег - можно внетрассово спуститься вниз между безопасных елочек и кустиков. Во-общем, если охота быстро и безопасно ездить - вам туда, даже чайники не особенно мешают, потому как склоны уж больно широкие.

Другие регионы, где мы не катались:

Лез Уш (Les Houches). Не входит в систему Cham'ski, поэтому мы туда и не ездили. Платить отдельно неохота, да и вроде кататься-то есть где и помимо него.

Ледник Монблан - Боссон (Les Glacier du Mont-Blanc - Les Bossons) Известен олимпийскими трассами гиганта и спец. Слалома и ночным катанием по средам, четвергам и пятницам. Также не посещали, потому как днем укатывались по уши:-)

Планар (Les Planards), Савой (Le Savoy), Шосале (Les Chosalets), Вормэн (La Vormaine). Маленькие трассы для начинающих, с небольшим уклоном, прекрасно подготовленные. Не посещали по понятным причинам:-)

Ну а теперь: Трасса - не трасса, не знаю даже. Во-общем - БЕЛАЯ ДОЛИНА (Vallee Blanche).

С некоторым страхом подхожу к описанию Белой долины, потому как много уже про нее написано, все давно знают, что Белая долина - мол, всемирно известная трасса, длиной 22 км, проходит по леднику и т.д. и т.п. Однако, когда мы (мужики) приехали после нее домой, жена меня спросила: "НУ! В ДВУХ СЛОВАХ!" Я честно ответил: "Один из лучших дней в моей жизни!" И это не пафос, не гипербола, это именно так и спустя прошедшее время. Ну ладно, начну сначала.

Начало спуска в Белой Долине В Белую долину стоит ехать, когда на небе - ни облачка. Это повышает шансы того, что во-первых, наверху не будет ветра, и, во-вторых, что погода не испортится к тому моменту, когда вы станете выезжать на широченный ледник Mer de Glace (в плохую погоду можно лишиться классных снимков и драгоценного здоровья:-) Именно такой день выдался, когда мы решили туда поехать. На вершину Агю де Миди (L'Aiguille de Midi) поднимается в погожий день много народу, но в-основном люди едут обозревать окрестности, фотографироваться, принимать пищу на высоте и предаваться прочим радостям жизни. Лыжников и бордеров немного и их все узнают по сосредоточенным лицами, одетым альпинистским обвязкам и кошками, висящими на рюкзаках. В-основном местный народ ходит там группами с гидом, который и настаивает на такой экипировке.

Сперва мы недоуменно глядели на все эти ледорубы, кошки, карабины, но потом увидели тот путь, по которому нам предстояло спуститься К НАЧАЛУ СПУСКА НА ЛЫЖАХ! Представьте себе надутый ветром гребень горы с уклоном в обе стороны градусов в 70 (см. фотографию. Гребень хорошо виден, а на нем - люди). Сам гребень тоже под уклоном градусов 30. Слева от гребня - обрыв высотой около 1 км, справа поменьше. Хотя бы видно, где могут найти твое тело, случись чего:-( Увидя такую картинку, Жора задумчиво произнес: "А знаете, мужики, это ведь последняя точка, откуда мы можем спокойно спуститься назад." После чего, с криком: "Да ладно, я пошел, а то смотреть уж больно страшно! В конце концов, что французу - смерть, то русскому человеку - веселье!", Жора поднырнул под ограждение с грозной надписью про то, что дальше за наши жизни никто не отвечает, и первым полез вниз. Мы с Димкой тоже полезли.

Могу сказать лишь одно: МНЕ В ЖИЗНИ БЫЛО СТРАШНЕЕ ВСЕГО ОДИН РАЗ!!! Конечно, если бы у меня на ботинках были кошки, в руках вместо лыж и палок - перила и ледоруб, то я бы прошел этот участок с папироской в зубах, рассказывая смешные анекдоты, веселясь и каламбуря:-) Но снаряжения у нас не было и мне периодически приходили мысли о том, что в случае срыва удержаться на таком уклоне у меня просто нету шансов. Немного радовали группы спереди и сзади, идущие в связке. Я уже разработал план, как я отброшу свои лыжи-палки и дотянусь до связки:-)))) "А там у них гид возле перил идет, - успокаивал я себя, - на перила карабин набросит, а я вон - в крайнего досочника зубами вцеплюсь - никуда он не денется!" Слава Богу, дошли без подобных эксцессов! После чего пожалели, что у нас нету по 50 грамм чего-нибудь крепкого, покурили, встегнулись и покатили по этой самой легендарной Белой долине.

Спуск по Белой Долине Сам спуск ничего технически сложного для нормально катающегося человека не представляет, за исключением, быть может, узких перешейков между трещинами в леднике. В-основном это ветровой фирн, местами целяк, местами - слежалый. Основной кайф получаешь от видов, которые открываются перед тобой. Это горы, голубые ледники, заснеженные долины. Альпы - ландшафтные горы, поэтому картинка постоянно меняется, хочется фотографировать и фотографировать. Я взял с собою 2 пленки, и думаю, что если взял бы 5 - все равно отснял бы их без остатка! Надо сказать, что по Белой долине можно спускаться тремя возможными маршрутами: можно от начала спуска уйти сразу налево и, минуя начало ледника Glacier du Geant, выкатиться где-то в середине маршрута. Это самый короткий (и крутой) путь. Можно пойти по дальней стороне упомянутого ледника - этот путь самый длинный. Мы никуда не торопились, на крутые склоны не рвались (целяка-то не было:-), поэтому избрали третий - промежуточный маршрут.
HelicopterНедалеко от того места, где самый длинный маршрут соединялся с выбранным нами, имели возможность наблюдать работу тамошних спасателей. Судя по всему бордер не удержался на карнизе и свалился в трещину. Гид вызвал спасателей и мы увидели вертолет, который, сделав небольшой облет, завис над перешейком, на котором стояла группа, зацепил предварительно привязанного бордера, вынул его, погрузил и спокойно улетел. На всю операцию ему понадобилось около минуты! Дальше пошли ломанные ледники, жутковатые кулуары, карнизы и просто куски льда величиной с домик нового русского. Примерно через 2/3 пути на краю обрыва увидели кафе. Мы там выпили по чашечке кофе, полюбовались окрестностями и двинули дальше.
* Дальше все уже было проще - широченный ледник La Mer de Glace, по которому мы летели, любуясь надвигающимися красотами. Потом пошли камушки, снега стало мало и, не без потерь для лыж, мы доехали до конечной точки нашего путешествия - нижней станции небольшой канатки Mer de Glace. Рассказывают, что, когда снега много, можно по леднику приехать аж в Шамони, но это был явно не наш случай. У станции канатки находится музей льда, представляющий собой 120-метровый туннель через весь ледник. Мы туда уже не пошли. Поднявшись на канатке до местечка Le Montenvers, выпили по глинвейнту, и на своеобразной шестеренчатой железной дороге (вместо колес - шестеренки:-) вернулись в Шамони.


5. Магазины, цены

Самые дешевые продуктовые магазины: В Зюде - SPAR (супермаркет), находится на площади Шамони-Зюд; В центре - SuperU, находится на Rue Joseph Vallot; чуть дороже - Casino, что на Rue de Docteur Paccard (центральная улица Шамони).

Все цены - из этих магазинов во FF (курс 5.32-5.33 FF/USD).

Хлеб (багет 200 гр.) - 3.8
Яйца (за 12 штук) - 12-13
Молоко 1л. - 3
Йогурт 0.7 л - 11.8
Мясо свинина 1 кг - 32
Мясо говядина 1 кг - 55
Цыплята 1 кг - 35
Сыр 1 кг - от 40
Ветчина 1 кг - 45
Масло сливочное - 0.25
Яблоки 1 кг - 12-20
Картофель натур 1 кг - 12
Картофель очищенный с/м 1 кг - 8
Пиво от 9 FF за 1 л. Для справки Heiniken 0.33 - 15
Вино от 8.5 FF За вино этого года (молодое).
Канистра 5 л в SPARe стоила 46.5
Выдержанные французские вина - немного дешевле, чем в Москве.
Сок натуральный 1 л - от 11
Нектар 1 л - 5.5

Цены на склоне:
Кофе, чай, мин.вода - 6-15 FF
Глинтвейн - 15-25 FF
Сандвич, пицца - 25-40 FF
Самый дешевый регион - Гран-Монте, самый дорогой - Бреван.

Цены на сувениры:
Открытки - 2.5 - 15 FF
Брелочки, нашивочки, прочие финтифлюшки - от 25 FF

Цены на прокат г/л инвентарь:

от 55 до 125 FF в день, в зависимости от класса экипа. Т.е. в любом классе 2 недели - практически цена новых лыж:-) Есть и исключения - на Гран-Монте дают топовые Salomon'ы и Dynastar'ы всего за 20 FF. Существует возможность взять в прокат топовые лыжи, а затем выкупить их с существенной скидкой. Но не надейтесь, что это получится дешевле, чем просто купить новые лыжи.
Заточка кантов, полировка и смазка базы - 55 FF
Серьезный ремонт базы, установка крепежа - 150 FF.

Цены на г/л инвентарь и тур снаряжение: Самые дешевые магазины - Technique Extreme и Technicien du Sport. В-основном, цены московские, но встречаются и исключения: Так, например, я себе взял абсолютно офигительный трекинговый рюкзак на 75 л за 350FF. Очень неплохие перчатки стоят 100 FF. Трекинговые ботинки можно взять по 190 (летние) и 300 (зимние). Неплохо покупать там сразу 2 одинаковых вещи. Т.е цена 190 - за одну и 300 - за пару там обычное дело.

Из лыж в магазинах в основном топовые модели последних сезонов по ценам не ниже московских. Столкнувшись с проблемой покупки новых лыж, я (Д.К.) был несколько расстроен. Во первых, практически отсутствуют модели прошлых сезонов. Во-вторых, цены! После продолжительных поисков мне удалось найти K2 El Camino за 1950FF и договориться о том, что мне переставят крепеж со старых лыж бесплатно. Мое удивление было велико, когда, забирая лыжи, я увидел еще и пропарафиненую скользячку и заточенные канты. Мелочь, а приятно. НИ РАЗУ я не пожалел о новых лыжах. Фиг с ним, с деньгами. Кайф, который я получил за оставшиеся дни, перевесил все остальное.


5. Другое.

Скажем прямо, народ на лыжах там кататься не умеет (за редким исключением). Очень прилично (почти как Жора Дубенецкий;-) катаются французские инструктора. Стоило нам увидеть хорошего катальщика, как он спустя некоторое время останавливался и кричал что-то типа : "МАША, КАТИ СЮДА!" Русский, стало быть:-) В заключительный день мы поехали вне трасс в Гран Монте. Целяк. Ни одного человека. Вдруг внизу прямо по курсу показались две фигурки, один из них что-то ищет в снегу. Подьезжаем ближе. "Искатель" достает из снега лыжу с радостным криком: "Вот она, стерва!" (по-русски)
Есть, правда, большое количество правильно и очень аккуратно катающихся женщин. Хороших катальщиков мы увидели всего один раз, когда по Жориному совету встали в 7 утра и по сумрачному Шамони отправились к остановке. В автобусе нас было двое, в вагончике на Гран-Монте - семеро. Люди были все на целинных лыжах, с лавинными датчиками (которые, как выяснилось, можно просто взять в спасслужбе). Скатившись по красной трассе, мы насмотрелись глюков, потому как видимости не было никакой, затем эти люди выпили по чашке кофе и поехали вниз:-)


6. Дорога обратно.

С покиданием гостиницы проблем не было, не считая того, что с нас взяли тур. Налог по 5 FF c человека в день, но это было для нас неожиданностью, только потому, что мы сами тривиально забыли этот нюанс отдыха во Франции. Про трансфер нас тоже забыли предупредить, но Дима сходил в представительство "Вертикального мира" и все узнал. Однако в аэропорту Женевы на поджидали сюрпризы: Глянув на табло, мы пошли по указателям, какая-то женщина в форме на направила к пограничнику (как потом выяснилось - швейцарскому) и он, не мудрствуя лукаво, пропустил нас без визы в Швейцарию. С багажом, женами и детьми. В Швейцарии мы ничего не достигли и как-то (опять-таки неизвестно как) вырулили на нейтральную территорию. Увидели русских, спросили, выяснили, что они давно уже зарегистрировались на рейс и сдали багаж на французской стороне. Во Францию у нас визы уже нету:-( Особенно раздражали всяческие официальные тетеньки в форме, которые в ответ на просьбу помочь спрашивали: "А как вы сюда попали с багажом-то?" "ДА МЫ НЕ ЗНАЕМ КАК!!!" Спасибо тетенькам из компании SwissAir, которые за 20 минут до вылета зарегистрировали нас на Аэрофлотовский рейс, какими-то путями переправили (минуя таможню) наш багаж во Францию и погрузили его в самолет. В итоге наш багаж в Шарике выплыл самым первым с горделивыми бирками SwissAir на боку:-)


7. Заключение.

Поездка была организована с помощью фирмы Интурфэмили. Все проблемы, которые возникали в Шамонихе, удавалось быстро решить через их представителя. Немного советов:

  1. Перед поездкой выясните, оплачен ли Вами турсбор или его надо платить на месте.
  2. Если Вы останавливайтесь в аппартаментах, уточните сумму возвращаемого залога.
  3. Если Вы будете часто звонить, купите в табачке карточку InterCall. Стоит она 50FF или 100FF - но денег сэкономите много. Я купил карточку за 100FF, до отьезда она не кончилась.
  4. В ясный день обязательно сходить Белую Долину.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2016

Вход | Регистрация