На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Банско. Специально для RASC

Борис Андреев:

Настоящие заметки являются отражением впечатлений, полученных в ходе поездки с 7 по 14 марта 1998 года на горнолыжный курорт Банско, Болгария, организованной турагентством "Solvex".

О себе.

25 лет, инженер-компьютерщик. Уровень катания - "продвинутый чайник" (6 по SKILL). Опыта катания в горах и поездок за границу ранее не имел.

Модное слово - "Трансфер".

Путешествие началось с часового опоздания с прибытием в Шереметьево самолета из Софии, на котором нам, собственно, и предстояло отправиться из Москвы. К перрону аэропорта был подан довольно обшарпанный с виду ТУ-154, который при ближайшем рассмотрении оказался элементарно грязным снаружи. Учитывая преобладание в расцветке самолетов "Балкан" белого цвета, это сразу бросилось в глаза и вызвало поток абсолютно неуместных перед полетом шуток со стороны группы адвокатов, летевших через Софию куда-то в жаркие страны "на семинар".

Несмотря на скромность лайнера, бортпроводники были чрезвычайно любезны, в полете неплохо покормили, предложили великолепного красного вина, а ночная посадка в Софии была произведена виртуозно. Командира приветствовали апплодисментами.

В аэропорту нас встретила очаровательная Милена - представитель агентсва "Сольвекс", - которая стала нашим гидом и почти постоянным спутником на все время поездки.

Следует заметить, что на таможенников по обе стороны границы вид чехла с лыжами производил магическое впечатление: они лениво вглядывались в мою физиономию, иногда с издевкой спрашивали про излишки валюты, после чего делали красноречивый знак рукой - "Иди, мол, глаза б мои тебя не видели!", - даже не притронувшись к багажу.

От Софии до Банско окло 160 километров, которые шикарный туристический автобус покрыл приблизительно за три часа. Удивила особенность болгарских дорог - чем дальше от столицы, тем лучше становилась дорога. Водители свято придерживаются ограничений скорости, что российского автолюбителя может только раздражать, но к дорожной разметке относятся весьма вольно. Рвануть по встречной полосе - ничего для них не стоит. Два раза автобус останавливала полиция для проверки документов.

Вылетев из Москвы где-то около 18 часов, к полуночи по болгарскому времени (отстает на час от московского) мы были на Reception отеля "Банско".

Отель

Hotel

Четырехзвездочный отель "Банско", безусловно, является лучшим отелем города. Всю неделю время от времени возникали ленивые споры, соответствует ли он объявленной звездности. Заключение было таково: если и не дотягивает, то очень незначительно. В любом случае, назвать жилье сносным было бы несправедливо - оно было отличным.


Видимо, недавно построенная шикарная гостинница стоит на берегу проходящей через город речушки, которая, судя по внушительным каменным берегам, иногда проявляет буйный нрав. Она находится чуть в стороне от исторического центра города - из окна номера видны крестьянские дворы с пасущимися курами, а зловредный и голосистый петух регулярно будил постояльцев по утрам.

Room

Номера и помещения гостинницы поддерживаются в идеальной чистоте. Из желаемых увеселений нет, пожалуй, только бассейна. Немного странно выглядит в горнолыжной гостиннице "fitness hall", или, по-нашему, качалка. Мне трудно представить, кто после дня катания смог бы воспользоваться ею. А вот маленькая, но аккуратная сауна - весьма к месту.


Под одноместным размещением понимается обычный двухместный номер, в который селят одного человека - вобщем, никаких проблем. Есть душ, туалет, телевизор с набором ~15 национальных и европейских каналов, телефон с выходом на международную линию, мини-бар. На стеклянном столе - всегда живая гвоздика.

Повторюсь - отель "Банско" заслуживает наивысшей оценки.

Про другие отели сказать ничего не могу - люди, жившие там, были, кажется, довольны. Хотя классом все эти гостинницы, безусловно, ниже "Банско". Для самодостаточных или семейных людей может быть рекомендовано размещение через то же турагентство на частном секторе - это дешевле, хозяева доброжелательны, за условиями размещения агентство, видимо, строго следит. Однако найти тусовку можно, пожалуй, только в отеле.

За неимением бассейна в гостиннице нас возили к минеральным источникам - это около часа езды по живописнейшей горной местности. Возле источников построен санаторный комплекс, сильно напоминающий какую-нибудь весьма приличную по совковым меркам "всесоюзную здравницу" где-нибудь в Новом Афоне. Посидеть в горячей минеральной ванне под открытым небом, конечно, довольно приятно, но с гигиенической точки зрения все это мероприятие вызвало серьезные нарекания. Не рекомендую.

Ski

Skimap

Все прелести обитания в приличном отеле являются лишь фоном для главного - катания.

Road1

От отеля до нижней станции канатки - около получаса езды на автобусе. Три раза в день - в 9.00, 10.00 и 11.00 - к отелю подаются несколько микроавтобусов с лыжными багажниками для тех, кто решил не пользоваться лыжным гардеробом на горе. Проезд входит в стоимость тура. Транспорт подается четко, и доставка на гору никаких трудностей не вызывает. Обратные автобусы идут в город в 14.30, 15.30 и 16.30. Я оставлял свои лыжи и ботинки прямо на горе, в деревянном домике-гардеробе. Не знаю, что там происходило по ночам, но наутро ботинки оказывались сухими. Стоит это удовольствие в агентстве - 6 баксов. Договариваться на месте - дороже.


Выехав за городскую черту, автобус сразу въезжает на территорию национального парка "Пирин". Далее следует ни с чем не сравнимая по красоте дорога в горы, через вековой хвойный лес. Она крута и извилиста, требует от автомобиля - выносливости, от водителя - сноровки, а от пассажиров - крепкого вестибулярного аппарата. Даже после легкого снегопада соваться туда без цепей на колесах - пустая трата времени.

Sklon1
Вид склона от нижней станции канатки.
Фото Юрия Юдина

Курорт "Банско" имеет, по сути, всего одну трассу. Начинаясь у верхней станции канатки (где-то около 2500 м.), она некоторое время, до верхней границы леса, выглядит как один сине-красный склон, который затем разделяется на два красных рукава, приблизительно одинаковых по сложности. Левый, если смотреть сверху, сначала идет чуть более круто, но в конце имеет неплохой синий участок с двумя или тремя заметными перепадами. Этот участок отлично подходит для отработки техники или, если плотность чайников невелика, добывания адреналина скоростным спуском. Оба склона сходятся внизу и продолжаются до нижней станции канатки совершенно плоским зеленым выкатом. На этом выкате приходится толкаться палками или идти коньком, если заранее не набрать достаточной скорости.

Вдоль выката, под канаткой, есть бугелечек - там ставят на лыжи малолетних детей и престарелых дам. Другой бугелек чуть в стороне - покороче и слегка покруче - для обычных начинающих. Когда на второй день катания из-за урагана наверху закрыли канатку, именно на нем я веселил народ, учась делать повороты на внешних кантах.

Чуть в стороне от верхней станции начинается приблизительно километровая трасса, обслуживаемая бугелем. У нее есть совсем коротенький красный участок, в остальном она сине-зеленая. На ней можно позаниматься техникой, расслабиться, позагорать под высокогорным солнцем. Там же собирались люди, не слишком уверенно чувствовавшие себя на главных склонах. Следует заметить, что качество подготовки этой трассы было заметно хуже, чем главной, а при непогоде она немедленно закрывалась.

Me

Эта трасса сыграла со мной злую шутку. Впрочем, вперед чайнику наука!

Выйдя на нее в первый раз, я по неопытности недооценил ее сложности и рванул большими дугами сразу на высокой скорости, причем без перчаток - было довольно тепло. Результатом стал классический вылет с трассы в глубокий целяк. Ничего страшного, конечно, не случилось, но ощущение было такое, будто голую руку сунули в толченое стекло. Не считая двух очевидных и плохозаживающих ссадин на костяшках пальцев, кисть руки два дня болела вся целиком из-за множества микропорезов.

По обеим сторонам высокогорного бугеля, а также рядом с верхней частью основной трассы - раздолье для любителей целины. После доброго снегопада целый день там чувствовалась какая-то возня, иногда из-под снега показывались ухмыляющиеся рожи, которые немедленно исчезали в очередном сугробе. Роскошный целяк был распахан водоль и поперек за день.

Sklon1 Sklon2

На канатке есть надпись, сообщающая, что ее производительность - до 800 рыл/час, длина - 2300 м. , перепад высот - 700 м. Трасса, понятно, чуть длиннее - ~2500 м. При среднем угле, если я ничего не путаю, в 16 градусов, большая ее часть имеет весьма приличный уклон за счет довольно длинного - метров 300 - совершенно плоского выката.


Кстати, к чести канатки надо заметить, что за неделю она останавливалась не более трех-четырех раз, и не дольше, чем на минуту. Очереди в выходные, когда приезжал народ из Софии, бывали минут по 10-15; в остальные дни - не более нескольких минут.

Первый и два последних дня катания были изумительно солнечными. В эти дни с верхней станции канатки открывался совершенно потрясающий вид на долину, в которой краснели черепичные крыши Банско, и на окрестные горы. Город сверху казался игрушечным.

На второй день внизу шел дождь и дул ветер, а наверху, едва кресло канатки поднималось выше леса, его начинало раскачивать ураганом. После сползания с канатки представляло трудность "выгрести" против этого ветра, чтобы увернуться от следующего кресла. Плюс снег, казавшийся облаком металлических игл. Неудивительно, что после того, как мы успели подняться два раза, канатку закрыли. Народ частично отправился в город для Apres-Ski, а частично стусовался на детских бугелях.

View
Вид склонов после снегопада.

Два следующих дня мы катались, как летучие мыши - посвистывая и ориентируясь по эху. Туман был такой, что человек начинал прорисовываться метрах в пяти; грань между склоном и воздухом была вообще неразличима. Границу трассы, неровности склона и прочие препятствия можно было обнаружить только наощупь - мыском лыжи. Особый смысл приобрела песня Максима Леонидова "То-ли девушка, а то-ли виденье" - была там одна такая, блондинка в белом комбинезоне. Обнаруживалась тоже только наощупь... При прямом попадании...


Словом, мы перепробовали, кажется, все варианты катания в любых метеоусловиях. Удовольствие было огромным.

Me above the clouds

А теперь о том, что в значительной степени испортило нам удовольствие и в очень значительной - настроение. Дело в том, что правый (если смотреть сверху) склон, самый, надо сказать, привлекательный, все время, кроме первого дня, был закрыт... И не из-за лавинной опасности, поломки канатки или еще какого-либо форсмажора! Просто растаял курорт Боровец (где трасс, заметим, на порядок больше), и в Банско перенесли этап чемпионата Болгарии. И это несмотря на возражения Сольвекса и администрации курорта. София решила так - и баста! Совок!


Сначала мы с пониманием отнеслись к закрытию склона, следили за выступлениями спортсменов, любовались их техникой. Но когда выяснилось, что все это удовольствие не на день-два, а на всю неделю... В верхней части склона, где натянули сетку, стали возникать конфликты с представителями сборной. Наши аргументы типа "Мы платили за катание деньги..." звучали весьма резонно. Особенно возмутило то, что днем ратраки стали обслуживать только этот спортивный склон. Через два часа катания подготовленная за ночь трасса под двойной нагрузкой превращалась в чередование ободранных до льда участков и довольно рыхлых сугробов, причем в жутко неудобном порядке. На могульную трассу это было все равно совсем не похоже. Народ начинал останавливаться посреди склона отдыхать, катание становилось крайне неприятным.

Два дня соревнования отменяли из-за тумана, и мы могли спокойно спускаться по спортивному склону, просто перелезая через сетки. Но в последние солнечные дни кордоны сборной стали оставаться даже после окончания дневного этапа. Доходило до открытых столкновений.

Кажется, в предпоследний день, после окончания спортивных стартов, через кордоны прорвались разом более десятка лыжников. Выглядело это внушительно, и никто из сборной пикнуть не посмел - заровняли ротраком, и все. Через полчаса я в компании с двумя-тремя мужиками тоже сунулся на этот склон, обойдя кордон по целине. Мы шли на значительном расстоянии друг от друга, и я видел, как какой-то дед, (видимо, один из главных тренеров), метнул во впереди меня идущего лыжника лыжной палкой, как копьем. Не попал и пошел ее подбирать. Нам наперерез уже бежали недоросли с дрекольем, которым они обозначали слаломную трассу. Дед уже дотянулся до своей палки, и я понял, что дело плохо.

Вскинув обе палки остриями вперед, с криком "Убью, бл... !", я почти по-прямой рванул между дедом и недорослями. Последние стушевались и отступили, а дед опять не попал. Прорвавшись, я услышал, что кто-то меня быстро настигает. Понимая, что от спортсмена не уйти, я сделал вид, что мне все по-фигу. К счастью, это был кто-то из наших, прорвавшийся вслед за мной. После этого безобразного инцидента я старался с Болгарской сборной больше не цепляться.

Жаль, что завершать раздел Ski приходится такой печальной историей. Она действительно задела за живое. На самом деле, несмотря на объемистую ложку дегтя, удовольствие от недельного катания по вполне приличным трассам нами было получено огромное.

View
Вид города Банско со склона.

Apres-Ski

Утверждение о том, что в Болгарии все "дешевле грязи", верно лишь отчасти. Товары, производимые в самой Болгарии, действительно дешевы. Все импортное - раза в полтора дороже, чем в Москве.

Курс лева за всю неделю нашего пребывания не изменился и составлял на reception отеля 1750 левов за доллар. Таким образом, 1 лев - это, по моим подсчетам, чуть больше трех старых, неденоминированных, рублей.

Не стоит торопиться и менять доллары в аэропорту Софии - до приезда в Банско деньги вам все равно не понадобятся. А в аэропорту и курс был хуже, да и надули нас там тысячи на полторы левов каждого.

Деньги лучше везти наличными долларами - человек, приехавший с карточкой VISA, через пару дней метался по отелю, стреляя сотню баксов "до четверга".

Город Банско действительно, похоже, несильно изменился за последнее столетие. Он застроен двух-трехэтажными домами под черепичной крышей, в первом этаже которых обычно расположены лавки, магазины или механы (ударение на втором слоге) - небольшие ресторанчики с национальной кухней. Этих механ по городу - неисчислимое множество. Центр города, в который легко попасть, ориентируясь на колокольню местной церкви, можно пересечь за несколько минут, но лучше это сделать неспеша, внимательно глядя по сторонам и впитывая дух этого старинного городка. Он пьянит не хуже, чем местное бочковое красное вино, которое, безусловно, выше всяких похвал. Узкие мощеные улочки производят совершенно сюрреалистическое впечатление. Впрочем, еще лучше всем этим любоваться, уже достаточно отведав упомянутого вина.

Хотя в гостиннице есть неплохой ресторан, туристы резонно предпочитают проводить вечера именно в механах. В любой механе хозяева встретят гостя одинаково радушно, везде чисто, а пища приготовлена вкусно. Однако, я твердо выбрал для себя одну механу, в которую впоследствие с удовольствием ходили все, кому я ее рекомендовал. Впрочем, мне ее тоже порекомендовали знающие люди. Называется она "Молерова Къща" (читается - Молерова Кышта, ударения на первых слогах). Слово "къща" присутствует в названии почти каждой механы или домашней гостинницы. Как мне объяснили, оно означает "крыша", или "дом".

Bobbi
В механе "Молерова Къща"
Фото Юрия Юдина

"Молерова Къща" знаменита своей то-ли официанткой, то-ли хозяйкой по имени Боби - уменьшительное от Бориславы. Выполняя роль местного секс-символа, Боби действительно является совершенно уникальным явлением. Ее манера работы - это представление, которое само по себе вызывает живейший тнтерес посетителей. Чего стоит одно ее умение наливать вино из кувшина в поднятой над головой правой руке в бокал в вытянутой вниз левой! И все это в сочетании с великолепной национальной кухней!


Болгарская кухня не отличается остротой, но чрезвычайно интересна и разнообразна. Живая музыка, часто звучащая в механах, поначалу кажется монотонной, но по мере поднятия настроения в процессе потребления пищи и вина это ощущение проходит, и от нее начинаешь получать удовольствие. Болгарский язык, несмотря на явное родство с русским, на слух практически не воспринимаем - все слова кажутся знакомыми, но ни во что связное не складываются. Читать по-болгарски можно, хотя и с большим трудом. Уличные вывески звучат мелодично - "Книжарница" (книжная лавка), "Железария" (лавка скобяных изделий).

Немного о ценах.

Просидев в последний день в Молеровой Къще несколько часов, пройдясь по всем фирменным блюдам, запив немереным количеством вина, попали с чаевыми по 20000 левов с брата - это долларов двенадцать. Обычный обед в механе - 15000 левов. Перекусить на горе - 5-10 тысяч, в зависисимости от аппетита. Литровый пакет сока на горе - 5-6 тысяч. Бутылка болгарского пива - 600-1000 левов, 0.33 Heineken - около 4000. Болгарское пиво несколько уступает, на мой взгляд, европейскому, но по соотношению цена/качество предпочтение было без колебаний отдано ему. Литр разливного вина в механе - 4000. Поточить канты с полировкой скользячки - $6-$7. Скипасс на неделю - если не путаю, $36 через агентство. На месте о ценах не спрашивали.

36,6

В стоимость тура Сольвекс включена медицинская страховка с покрытием до $20000. Особенный оптимизм внушает пункт "Бесплатная репатриация тела".

Из приблизительно десятка русских, с кем я познакомился в Банско, двое были вынуждены обращаться к врачу - переломы и разрывы связок. Помощь была оказана квалифицированно и действительно бесплатно.

Еще двоих у меня на глазах эвакуировали со склонов на ротраке. Впрочем, спустив вниз, их, как я понял, предоставляли самим себе. Лыжнику, вылетевшему с трассы в лес, шины на ногу наложили прямо на месте. Так что спасательная служба, видимо, работает нормально.

Резюме

Общая оценка тура - 5-с-минусом (снижена из-за соревнований).

Курорт Банско еще нуждается в "доводке" и "раскрутке". Успехов в этом я ему искренне желаю. Мне говорили, что пробито разрешение на прокладку новых трасс по территории национального парка. Планируется перекинуть канатку с лавиноопасного склона на соседней горе, где никто не катается, параллельно существующей, но только до верхней границы леса. Это позволит продолжать катание в случае непогоды на самом верху и останова основной канатки, как было у нас на второй день. Речь также шла о новом бугеле до верха синего куска левого (глядя сверху) склона, что облегчит жизнь новичкам.

Курорт можно рекомендовать как первый опыт катания в горах и зарубежных поездок. Отсутствие разнообразия трасс может сделать длительное, более недели, пребывание утомительным, если компания не будет достаточно теплой. Практически отсутствуют трассы для прогрессирующих начинающих - чтобы добраться до синего участка, нужно пройти длинную красную трассу.

По соотношению цена/качество Банско имеет весьма неплохие перспективы. За $509 я получил отличный сервис и вполне достойное катание. Если финансы не позволят на будущий год поехать в Австрию или Францию, то Банско будет весьма неплохим вариантом. Впрочем, в таком случае я хотел бы съездить в Пампорово или Боровец - для разнообразия.

Организация тура - отлично. Особая благодарность представителю агентства в Банско Милене. Сольвекс - безусловный кандидат в White Log.

20.03.98


Если вас интересуют качественные видовые фотографии курорта Банско, то советую заглянуть сюда.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024