На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Зёльден в ноябре

Дмитрий Каринский (aka Dimit)

Идея съездить покататься пришла в конце августа. В конце сентября мы начали претворять идеи в жизнь. Куда ехать - долго не думали. Кататься в это время можно только на ледниках, а больше всего их в Австрии - так и решили. Остановились на Зёльдене, через Мюнхен.

http://www.soelden.com

Сначала хотели ехать через агентство, но оказалось дороговато. Решили всё оформить сами.

Начали с авиабилетов. В Аэрофлоте проходила акция, по которой билет до Мюнхена стоил всего 199 дол. На самом деле, это оказалось дороже на 60 долларов, но всё равно терпимо. Собрав все деньги, оказалось, что у двоих из нашей компании нет загранпаспортов. А поскольку после известных событий билеты продаются только при наличии живого паспорта и при несовпадении одной цифры номера паспорта в билете могут не пустить в самолёт, решили не рисковать, отложить покупку на недельку.

Через недельку билеты по этому тарифу ещё были, но не на те сроки, которые планировались. Одним днём позже - двумя раньше - какая разница? Сказано - сделано. Билеты на руках. Но только на четверых. Пятый паспорт был готов к середине октября.

Дешёвые билеты уже кончились, зато появились супердешёвые - за 99 долларов (на самом деле за 140 со всеми сборами). Отстояв очередь 3 часа, выясняется, что билетов за эти деньги на нужные дату и рейс - НЕТ. Зато есть на ночной рейс. Болтаться в Мюнхене в течении 12 часов в ожидании пятого не хочется, поэтому купили мы этот билет по ещё одному спецтарифу - дешевле обычного, но дороже нашего на 100 единиц.

Итак, определившись с билетами, озаботились проживанием. После десятка запросов, пришёл пяток ответов и пару упаковок каталогов на домашний адрес. Из них я выбрал, как подумалось, дом, площадью 90кв.м., в 3 км от Зёльдена. Мы решили, что поскольку всё равно будем брать на прокат машину - что нам эти 3 км? Ответили они сразу - даже прислали приглашение по образцу (спасибо FAQ на РАСК).

Этого приглашения, билетов и страховки оказалось достаточно, чтобы получить визу за 3 дня. Никаких подтверждений об оплате посольство не требовало. Прошу обратить внимание, что подтверждение о получении денег не требуется, если у вас на руках именно такое приглашение. Для меня осталось загадкой, как австрийские хозяева выслали нам ТАКОЕ. Ведь они подписывались выслать нас из страны за свой счёт ЕЖЕЛИ ЧЕГО, а также несли материальную ответственность за наши действия. Например, если бы мы нанесли материальный ущерб кому-либо, то частичную ответственность несут и люди, подписавшее эту бумагу. Видимо, рассчитывая на нашу порядочность, а также на желание заработать денег? И они не прогадали. Кстати, за «подвальчик», с тремя спальнями, двумя санузлами, отдельной кухней и горячей водой круглосуточно они взяли чуть более 700евро. Оказалось, что дом на фото - это дом, в котором они сами живут, а сдают нижний этаж с отдельным входом. Но всё чисто и уютно - нам понравилось. http://www.haus-benjamin.de.vu/

img.1

Ещё мы забронировали машину класса Фольксваген-Шаран, за 670 дол.через Интернет на 9 дней через www.holidayautos.com

Вот и день отъезда. Рекомендовали приехать в аэропорт за 3 часа, но мы приехали за 2. Вошли в Шереметьево-1 с первого этажа, безо всяких очередей. Быстрая регистрация, отвратный кофе, самолёт, посадка в сплошном тумане, жидкие аплодисменты, Мюнхен.

При прохождении паспортного контроля я вывалил пограничнику (на всякий случай) все бумаги, которые у меня были - начиная от нашей переписки до свифтовки из банка о переводе денег. Вопросов не было - мы почти у цели.

Да, по поводу переписки. На запросы по-английски, отвечают очень вяло, поэтому я примитивно использовал ресурс www.translate.ru для общения на их родном языке.

Конечно, иногда перевод вызывал некоторые удивления как у меня, так, наверное, и у хозяев, но мы друг друга прекрасно понимали.

После 20-минутного поиска зала, где сосредоточены все фирмы проката машин, мы получаем машину вместо Шарана - Микроавтобус Фольксваген Т5, с пробегом 12000км.

img.2

Обрадованные таким подарком судьбы загружаемся в него и выдвигаемся. Пару раз не свернув вовремя, с остановками, не забыв оплатить австрийские автобаны, заездом в магазин за продуктами, мы доезжаем за 6 часов. Но причина столь долгого переезда длиной в каких-то 280 км (по автобанам-то) не в остановках, не в плутаниях и даже не в горных серпантинах. Всё проще - наша машина не едет. Не едет быстрее 100км/час.

Мы, не понимая, что происходит, продолжаем движение, с трудом обгоняя фуры, которые двигаются со скоростью 80 км/час. Это тем более удивительно, что в Москве у меня такой же микроавтобус, хоть и постарше. Но по прямой он 120 ходит спокойно. Ну да ладно - зато расход топлива минимальный. Мы за всю поездку (1100 км) залили всего 100 литров дизельного топлива.

А ещё из-под нашего автобуса после каждой поездки чем-то невыносимо пованивало - то ли резиной, то ли тормозами, то ли горелой проводкой. Исследовали всё днище, но ничего подозрительного не обнаружили и, понадеявшись на авось, поехали дальше. Зато во время обследования дна нашего транспортного средства, мы не обнаружили запасного колеса! Мы подумали, что либо его продали предыдущие арендаторы ;-) , либо в Германии запрещено самостоятельно менять колёса на дорогах. Тем более, что любую помощь на дороге нам обещали в течении получаса... Но на всякий случай решили не говорить про отсутствие запаски при сдаче машины. Доехали, нашли сразу, расселились. На следующий день - подъём в 7.00.

Утро. Туман. Выехали на гору в десятом часу. Поскольку мы в Зёльдене в ноябре впервые, поехали сначала на нижние станции в город. Там всё вымерло. Тогда поехали искать дорогу на ледник. На этой асфальтовой дороге, по которой наш автобус на первой скорости, не торопясь, поднимался со скоростью аж 25 км/час (!!!), нас обгоняли даже грузовики Дорога платная. Но если вы покупаете ски-пасс - денег не берут. Кредитки не принимают - только Master Card и то, вроде, только местных банков. С горем пополам добравшись до стоянки через 3-км тоннель на высоте почти 3000м, переоделись, взяли лыжи и поехали.

Очередей - нет, снег - есть. Поднявшись, вышли на склон. Первый блин - комом. В данном случае комом обошёлся нам наш первый спуск. Никто не обратил внимания на коварный лёд под тонким слоем снега. Сначала «ушёл» ребёнок. Он уже закалён и катался по ледяным склонам в Финляндии. Но, видимо, выпускать его на красную трассу после межсезонья, было ошибкой. Да и попали мы туда случайно - девушки вышли раньше времени из кабинок. Его поймали метров через пятьдесят, бросившись наперерез и остановив его.

Догнал, поставил его на ноги, а у него уже поджилки трясутся. Он тут же, на месте, падает и летит вниз ещё метров 200. Пока я собирал его лыжи и палки, женская часть нашей группы тоже пропахала добрую половину ледяного склона на пятой точке.

Кстати, пока я очередной раз помогал встать на ноги ребёнку, мимо меня пролинял мужик по линии падения склона. Посмотрев вниз и убедившись, что ему ничего не угрожает, я не стал ловить его. Остановился он только внизу. Зато я добросовестно поймал его лыжу и воткнул рядом с собой (отвезти не мог - страховал ребенка). Второй его лыжи я не увидел. Видимо, летел он с самого верха. Больше мы по этой трассе не катались в этот день. Зато ребёнок чётко выучил маркировку трасс. На красную было не затащить, правда, через пару дней он спокойно спускался по этой трассе. Главное было не проговориться, что едем по красной.

К концу поездки страх у него пропал окончательно, а любимыми играми на склоне стали прыжки на трамплинах (буграх) и догонялки (а давай обгоним маму, тётю, вон ту девчонку в конце трассы).

img.3

Ранним утром следующего дня туман, чуть не касающийся крыши нашего дома, напомнил нам о вчерашнем катании и напрочь отбил желание вылезать из-под одеяла прямо сейчас. Поэтому на гору прибыли почти к 12.00. Каково же было наше удивление (и разочарование), когда мы увидели ледник, залитый солнцем. К тому же за ночь подсыпало снега. Немного, сантиметров 10-15, но утром кто-то катался по свежему снежку! В этот день ничего особенного не произошло, если не считать того, что солнце светило почти весь день, была отличная видимость, катались по всем восьми открытым трассам, прыгали с небольших трамплинчиков и просто получали удовольствие.

img.4

А вечером опять пошёл снег. Мелкая крупа была замечена и в посёлке. Снег валил всю ночь.

Мы опоздали к открытию подъёмников на 20 минут. К этому времени уже добрая половина парковочных мест была занята. От нового мягкого снега уже мало что осталось. Ощущение, что на свежий снег в воскресный день съехалось пол-Европы. В очереди стояли минут 20, а спуск занимал минуты 3 максимум. Правда, очередь вскоре рассосалась, чего не сказать о снеге. Он валил и валил. В этот день было просто фантастическое катание. Великолепное зимнее катание не омрачала даже плохая видимость.

img.5

Озабочены в этот день мы были только одним - как вернуться домой (в смысле, в апартаменты). Я уже писал, что нам подсунули ну совсем какой-то маломощный микроавтобус, а стоянку завалило снегом. На всех экскурсионных автобусах (тех, что привозят туристов сразу человек по 30) уже были надеты цепи на колёса. А у нас летняя резина...

Волновались мы зря. Дорога была в идеальном состоянии - её почистили, посыпали гравием и полили какой-то дрянью - разве что не высушили. Доехали без эксцессов. А метель бушевала вовсю. Все горы вокруг побелели. Да что там горы - в ущелье выпало около 10см снега. Я со всей ответственностью заявляю, что в 2004 году в Европу пришла зима 8 ноября. Ну, по крайней мере, в Австрию. Окрестности было не узнать. На смену зелёно-жёлто-красным тонам пришёл белый. Снег валил по всем австрийским Альпам, и по прогнозу погоды обещали снегопады в течении последующих трёх дней.

Сравните с первой фотографией.

img.6

Думаю, ещё пару таких снегопадов и морозная погода, и в Зёльдене будут открыты большинство трасс. Трассы уже присыпаны снежком до низу, а в тех местах, где работают снежные пушки, уже появились сугробы.

Четвёртый день прошёл на ура. Я ошибся, когда устанавливал время на часах и разбудил всех в 6 утра. К подъёмнику прибыли на 20 минут раньше. Вид залитого солнцем склона, на котором угадывалось до полуметра свежевыпавшего снежка, радовал глаз. Открытие задержали аж на 20 минут. Не открывали, пока на горизонте не показалось группа ратраков, уплотняющих склон. Казалось, они всё портят, но нет - если бы не эти чудо-машины, съехать с этой горы было бы невозможно из-за неимоверного количества снега и небольшого уклона. Зато какой кайф ощущаешь, когда первый несёшься по свежему ратрачному следу! Вот это было счастье - это был лучший день катания. Была и ложка дёгтя - пока мы добирались до красной трассы с другой стороны ледника, там, естественно, уже всё было раскатано - оставалось только порадоваться за тех, кто успел здесь спуститься в первых рядах. Ну ничего, завтра мы свой шанс не упустим - снег валил над этой трассой весь день, хотя с другой стороны периодически выглядывало солнышко.

Пятый день - всё то же самое. К хорошему быстро привыкаешь. - отутюженные трассы, морозный воздух в лицо, скорость. Ах, да - ещё солнце весь день. А ведь только начало ноября...

img.7

В предпоследний день катания решили разнообразить катание - съездить в соседний регион. Выбор пал на Хинтертукс. По австрийским дорогам действительно соседний. 195 км по GPS, из них 2/3 по горным серпантинам, с заездом в Инсбурк на нашей маломощной машине были пройдены за 3 часа с хвостом. При более скоростном транспортном средстве это расстояние проходится за 2 часа.

Регион немного отличается. Людей на горе значительно больше. При чём 80 процентов составляют, почему-то, поляки. Правда и регион катания показался нам несколько большим. Но оценить по настоящему мы его не смогли из-за плохой видимости - рельеф на трассе практически не был виден. Бугры ощущались, только когда подлетал в воздух или втыкался в них. Мы чуть не травмировались, когда вдвоём налетели на огромные бугры, умышленно вырытые для ограничения скорости на выкате. При чём произошло это на том же месте, где в сторонке уже лежала женщина, подготовленная к эвакуации, видимо, сломавшая руку на этих же буграх. Тут мы приняли участие в спасательной операции - помогли отнести пострадавшую к вертолётной площадке, откуда через пару минут её забрали люди из подоспевшего вертолёта в шлемах, альпинистских обвязках и огромным рюкзаком с медикаментами на все случаи жизни. Особо запомнилось, как мы по команде спасателя прикрывали женщину от снежной пыли во время посадки вертолёта... Всего в спасательной операции одной пострадавшей принимало участие, не считая добровольцев - 5 человек и всё заняло не более 5-7 минут. Не экономьте на страховке! Такое впечатление, что пострадавших отправляют со склонов исключительно на вертолётах. По-крайней мере, с ледников и при лётной погоде.

img.8

Отличие катания на леднике в Зёльдене в том, что к леднику непосредственно можно подъехать на машине, а вот на ледник в Хинтертуксе приходится подниматься на двух очередях. В Зёльдене преобладают синие трассы, в то же время на Хинтертуксе есть и открыты пару чёрных трасс. И последнее отличие для тех, кто едет отдыхать с детьми - в Зёльдене ски-пасс на ребёнка стоит 1 евро в день, а на Хинтертуксе - бесплатно.

На обратном пути мы опять попали в жуткий снегопад. При подъезде к Зёльдену видели 2 аварии, а нашу машина за пару километров практически встала - не хватает мощности подняться в гору по заваленной снегом дороге. Если бы не волшебная кнопка с буквами ASR, нам бы пришлось искать ночлег (или цепи на колёса) где-нибудь в другом месте.

Как выяснили уже в Москве ASR - это антипробуксовочная система. Назначение системы - обеспечить устойчивость автомобиля при резком старте или при движении в гору по скользкой поверхности. Только благодаря этой кнопке мы добрались до дома за 40 минут, с трудом преодолев последние 3 км. Мы - дома. Как вывод - зимой при бронировании машины не забывайте о цепях. Навалило не менее 30см снега - что же творится наверху и сможем ли добраться до ледника завтра?

Сможем - дорогу к 8 утра очистили от снега.

img.9

Мы на месте к 9.00. Солнечно. Поражает количество машин - на стоянке не найти свободного места. Опять поляки! Такого количества народа я не видел даже в выходные. Ощущение, что катаешься где-то в Закопане - кругом польская речь. Оказывается, у них национальный праздник + выходные+снег - вот они и рванули в Австрию, покататься на лыжах. Запомните эти числа (10 и 11 ноября) - в Польше какой-то национальный праздник + выходные. Лучше не планировать свою поездку в эти даты.

Я впервые за семь дней решил отклониться от трассы, расписать целину под подъёмниками, всё ещё рискуя ободрать скользячку. Для лыж окончилось всё хорошо, но для целины - ужасно. Уже через пару минут, из кабинки, я наблюдал с десяток бордеров, устремившихся по моим следам. Я успел спуститься ещё разок - после чего там разрыли всё окончательно, до бугров. Но испортить заключительный день катания нам не могло даже это просто катастрофическое нашествие. Оставив последние силы на горе, мы вернулись в апартаменты вечером, забыв сдать магнитные карточки и получить за них залог (2 евро).

Выезд в аэропорт Мюнхена был назначен на 6.30 утра. Добравшись без приключений за 3,5 часа, сдали машину. Самое интересное, что залог 200 евро на карточку вернули, а денег за машину не взяли. Мол, сами рассчитывайтесь с вашей конторой как хотите. А мы только агенты и не знаем, сколько денег с вас брать. Так до сих пор (приехали мы 2 дня назад) мы не заплатили за машину.

Душный и тесный Ту -154 вылетел по расписанию. Слоганом аэрофлота должна быть фраза: «В тесноте да не в обиде!». Ну ничего, долетели - и на том спасибо. Мягкая посадка в Москве. БЕСПЛАТНЫЕ тележки в Шереметьево-2 шокируют. Быстро получив багаж, отправился домой. Рассредоточенное внимание, эйфория сделали своё дело - по прибытии, уже дома обнаруживаю отсутствие одной сумки - со всеми ботинками!!! Своими, жены и ребёнка. Новыми!!! Счётчик (на сколько попал) включается автоматически. Достаю разорванный на клочки билет из мусорного ведра, хватаю ключи от машины и мчусь в Шереметьево. Там прорываюсь через таможню и около стойки розыска багажа в зале прилёта вижу - ОНА, моя сумка. Всё прошло молниеносно - даже не взяли денег при выезде.

Короче, всё хорошо, что хорошо кончается.

Выводы из этой поездки:

Для начала ноября просто фантастическое открытие сезона. Опять же - должно повезти со снегом. Мы ведь 5 дней из семи катались по паудеру, настоящему, зимнему, свежему паудеру.

Отлично подготовленные склоны. Есть даже несколько приличных трамплинов, рельсы и перила. Бугры по выходным или польским праздникам . Сильных морозов нами зафиксировано не было. Самая низкая температура -11. Безумно красивые осенние горы - до первых снегопадов. Только не подумайте, что мне не нравятся виды снежных вершин.

Хотел написать про минусы, но ничего не получилось:

Частые туманы (их бывает меньше зимой?), ограниченное число трасс (ха, в ноябре в Москве их вообще нет), лёд (если нет снега - на лёд можно нарваться когда и где угодно).

Внетрассового катания практически нет - минус. Но это и не всем нужно.

Осенью кататься можно и нужно. При чём при определённом стечении обстоятельств катание выходит не хуже зимнего.

По деньгам (ох люблю я всё посчитать) за 9 ночей, 7 дней катания, группа - 4взрослых + ребёнок, которого не считали при оплате машины и апартаментов, виза ему обходится бесплатно, а ски-пасс 1 евро в день (эх, мне б так жить).

Самолёт - 255дол

Прокат машины - 170дол

Проживание - 225дол

Виза - 45 дол

Страховка - 15 дол

Еда в апартаментах - 80 дол

Еда на горе - 90 дол

Бензин, автобан - 30 дол (максимум)

Ски-пасс - 260 дол

То есть примерные затраты составили около - 1170 дол/чел при группе 4-5 человек.

Но! Можно сильно экономить.

Например, можно занять очередь с вечера и купить билет за 140 дол у Аэрофлота (распродажи проходят каждый год). Машину можно взять поменьше или набрать в такую же 7 человек, и это может ужать затраты до 95 долларов. Проживание можно найти раза в 2 дешевле - 110дол (условия могут быть спартанскими, но мы же ищем дешёвый вариант). Виза - 45, страховка - 15, еда - можно уложиться в 40 дол. на человека, если не покупать всё подряд в местных магазинах, не глядя на цены, привезти немного с собой (каши какие-нибудь), от еды на горе можно отказаться вовсе, бензин, ски-пасс - те же 300 дол. Всего около 700 дол. Ну, а если поехать дней на 5 катальных, то отнимите ещё около 100-150 дол - получится около 600 дол.

Если есть вопросы - готов ответить.

Всем удачи!

Дмитрий Каринский

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024