На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Андорра, первое знакомство. 02-16 февраля 2002г.

Алексей Гринспон

Наконец приблизилось время долгожданного отпуска. Получено последнее подтверждение от начальства, что отпуск не будет отменен в последнюю минуту, взяты билеты в Москву, собрана экипировка, лыжи упакованы в чехол, ботинки в сумку. Присели на дорожку и вспомнили все, что было до этого.

Андорра была выбрана местом проведения первого нашего зарубежного горнолыжного отпуска по совокупности многих факторов. Первое - лояльные цены. В VKO travel, через их сайт, был подобран тур с размещением в отеле Pere D`Urg в Encamp по цене USD720 на человека на 14 дней. С полупансионом (завтрак + ужин). Без ужина отелей было крайне ограниченное количество и пришлось соглашаться на полупансион. После подробных опросов (через интернет и в личных беседах) местом дислокации был определен Encamp, почему - читай ниже.

После определения всех нюансов тура был визит в ближайшее к дому турагентсво, через которое и был оформлен тур. Т.е. не было долгих бесед в агенстве - куда ехать, выслушивания их рекомендаций и рассказов как их знакомые только что от туда вернулись и совершенно восхищены. Было четко указано что и почем мне надо. Испанская виза оформилась так же через VKO. Стоила USD40.

И вот, мы въезжаем в Шереметьево-2, как нам и было объявлено и, подтверждено накануне, за 2 часа до вылета, т.е. в 7-00 утра. Таксиста совершенно не возмутил наш чехол с лыжами, запихиваемый в салон его Волги. И тариф 500 руб с Юго-Запада до Шереметьево нас вполне устроил. Поэтому могу смело написать номер службы такси, которой мы потом пользовались не раз - 9408889. Приезжают заранее, перезванивают, готовы к уступкам по ценам, если просишь их об этом при заказе машины.

Ребята из VKO появились под соответствующей табличкой ровно в 7-05. Раздали документы в удобных пластиковых конверта, в которые были заботливо вложены листки с извещением, что "ваш рейс S7 1841 переносится на 11-05". Как будто нельзя было об этом накануне предупредить - ведь специально звонил для этого. Документы рекомендую проверять не отходя от стойки, так как были случаи что кому то что то положили чужое (соответственно кому то чего то не хватило) или не до конца заполнили (у меня страховка была заполнена только на жену, а меня вписывали в нее уже от руки "на коленке")

В субботу в Барселону летит несколько рейсов. Но наш, авиакомпании "Сибирь", явно никуда не спешил. Около полудня погрузились на борт Ил-86. Потом еще около двух с половиной часов проходили обработку антиобледенителем. Полет занял 4 часа. Уровень сервиса - минимальный. Виды из иллюминатора - потрясающие. В Барселоне - долгое ожидание багажа (сначала выдавали его пассажирам, прилетевших на чартерах, обогнавших нас). После этого совковый сервис был закончен. Встреча гидами VKO, быстрое распределение по автобусам и - вперед, на встречу отдыху.

Мы взяли тур с однодневной экскурсией по Барселоне, поэтому поехали в отель Ronda, расположенный в самом центре города. Благодаря опозданию чартера а/к "Сибирь" у нас пропало порядка 6ти часов на пребывание в столице каталонии, которые мы провели в Шереметьево. Как я понял, это отличительная особенность чартеров. Вечером был ужин и прогулки по бульвару Ramlas. Сутра - экскурсия. Гид - кубинец Лео провел ее на исключительно высоком уровне, на хорошем русском языке и с отличным чувством юмора - было посещение горы Montjuik, олимпийского парка, парка Guillel, собора святого семейства, олимпийского порта, и других достопримечательностей Барселоны. По дороге в Андорру подробный рассказ об этом княжестве, условиях и особенностях отдыха, системах ски-пассов, их стоимостях. Всем желающим было оформлены необходимые ски-пассы, прокат лыж, экскурсии, поменяны доллары на Евро.

Дорога заняла порядка 3, 5 часов. Благодаря комфортному автобусу и постоянному общению с гидом протекает совершенно незаметно.

Наш отель располагался в городке Encamp. Это первый населенный пунк по дороге из столицы Андорры в сторону французской границы (не считая Escaldes, сросшегося с Andorra la`Vella и ставшего его микрорайоном). Расстояние до столицы - 6 км. Есть регулярное автобусное сообщение. Стоимость билета - 0,84 Евро. В городские автобусы можно совершенно свободно грузиться с лыжами - для них предусмотрены багажники. Только любителям гулять в горнолыжных ботинках придется отказаться от этой привычки - в ботинках можно ездить только в специальных автобусах - Funibus, курсирующих по Энкампу.

В Энкампе расположен фуникулер, доставляющий вас к району катания Grau Roig (Грау Рож, ГР) с которого можно попасть в район Pas de la Casa (Пас де ла Каса, ПК), объединенные единим ски-пасом. До самого фуникулера - Funicamp по всему Энкампу курсирует фунибас - либо открытый паровоз, или (в случае дождливой погоды) автобус. Проезд бесплатный. Так что добираться до места катания было очень удобно - пешком до ближайшей остановки. Некоторые шли уже в г/л ботинках, что не очень удобно, но вполне допустимо. При расселении в отелях Guillem и Coray до фуникампа можно дойти и пешком. Совсем не далеко.

Наш отель назывался загадочным названием Pere D`Urg. Что это значит выяснить так и не удалось. По разным сведениям у него то ли 2 то ли 3 звезды (иногда писали - 2**super). Завтрак был каждый день одним и тем же - сырно-колбасная нарезка, мюсли/корнфлекс, хлебо-булочные изделия, джемы, мед, йогурт, сок, чай, кофе, шоколад, молоко. Жутко однообразно. Ужин - холодная, горячая закуска, горячее и десерт. Выбор из двух вариантов блюд. Напитки - за свои деньги. Терпимо. Бывало даже вкусно. Из экзотики давали мидии, улитки. Все можно смело есть.

Номера не маленькие по размерам. Телевизор 14`` с кучей программ на испанском, французском, английском и немецком языках. Слава Богу никакого РТР или ОРТ там нет - отдыхаешь от наших заморочек. Кровать стандартная, не убитая. Постель, полотенце менялись регулярно. Еще в номере диван и письменный стол. Сейф - за дополнительные деньги, стоил 1 в сутки. Полноразмерная ванна. Постоянное присутствие горячей воды. Особенно удиви "климат контроль" - днем, когда на улице было тепло, батареи были холодными, а ночью включались именно на столько, что бы в номере было не холодно, но и не жарко. В подвале отеля есть отдельные кабинки для хранения лыж. Под окнами (если вам повезло с номером) протекает река Valira.

В двух шагах от отеля спортивный комплекс с бассейном, теннисными кортами и другими спортивными развлечениями. Цены - символические.

Если кто соберется жить в этом отеле - захватите пару использованных телефонных карт - на ресепшене работает парень Армандо, которые эти карты коллекционирует. Ему будет приятно. Кстати, он не многий, в отеле, кто хоть как-то говорит по-английски.

Теперь о главном - о катании. На первую неделю мы купили Super Ski-pass - VKO-pass. Он давал право на 5 катальных дней на всех пяти курортах Андорры (ГР, ПК, Pal-Arinsal, Ordino, Soldeu), с опцией перерыва на 1 день и одно посещение ледового дворца с прокатом коньков. Стоил около 90 евро на человека. Кроме того он включал в себя три трансфера (за 4 евро на человека) до следующих станций: Pal, Ordino, Arinsal. Очень удобно, когда хочешь попробовать все курорты. Единственное - автобусы идут из столицы и проживающим в других населенных пунктах необходимо добираться до нее самостоятельно. Из Энкампа это - 15 мин на рейсовом автобусе.

Мы откатались по этой ски-пасу в Пале. Этот курорт объединен в одну систему с Аринсалем. На их территории действует единый ски-пасс. В Пале более лесистая местность, трассы вырублены в лесных массивах. Но мы, перебрались в Аринсал и провели почти весь день там, катаясь на трассе La Tossa без палок, наслаждаясь большими дугами на практически безлюдном склоне. Аринсал - скалистое ущелье, практически весь забит начинающими, как и Пал. И если на этих курортах спускаться до самого нижнего подъемника - придется стоять в очереди (ну минут на 10, это уже серьезная для Андорры очередь).

При поездке в Ордино нас застала совершенно отвратительная непогода и покататься там не удалось. А при повторной поездке уже до Аринсаля был сильный ветер, работал только один подъемник, толпа была жуткая, удовольствия никакого.

Все остальное время мы катались в ГР-ПК. В Сольдео не поехали, так как все побывавшие там до нас описывали этот курорт как место для начинающих и ими же забитое.

Попасть на ГР-ПК из Энкампа очень просто - на фунибасе до фуникампа, (из столицы ходит специальный автобус VKO, который идет дальше в Сольдэу) потом 15 минут путешествия в телекакабине по горам и вы на горе. С крайней точки ГР - фуникампа до крайней точки - ПК можно добраться примерно за час периодически спускаясь в долину на лыжах (3 спуска) и поднимаясь на подъемниках (2 подъема). Подъемники установлены в большинстве своем кресельные - от 2х до 6ти мест. Максимальное время подъема - около 10 мин. Сидения мягкие и с подогревом. Очередь на подъемник (в час пик) не более 10 мин. Есть бугели, поднимающие катальщиков на какие-либо промежуточные высоты, либо для удобства перехода от подъемника к подъемнику (что б не шагать по горизонтали - подымаешься метров на 70 вверх и спускаешься по диагонали).

Трассы в основной своей массе красные. Тем, кто только начал кататься ехать в ГР не стоит. Лучше начинать кататься в ПК - там есть идеальные учебные "столы" от практически горизонтальных до приличных уклонов с удобными низкоскоростными бугелями.

Существующие черные трассы отличает от красных только уклон. На черных он чуть более серьезный, чем на красных. А качество подготовки склона, ширина трассы - все как и на всех остальных. Многие люди, катаясь на черных трассах и не знали куда они влезли - думали, что это красные. Синие трассы -интересные для катания с обозреванием окрестностей. Зеленые только для тех кто делает первые шаги. Нам особенно понравилось катание на трассах Corbater Antenes Grandalles Granota. Около подъемника на последнюю находися приятное, закрытое от ветров кафе. Ассортимент в кафешках на склонах - а-ля McDonalds. Только еще подают глинтвейн и горячий шоколад. Цены не низкие.

Все трассы размечены. При входе в сектор не забудьте взять карманную карту. С ней вам будет много легче ориентироваться. Каждый подъемник и трасса имеет свое имя. В начале трассы стоит табличка с ее названием, а далее - таблички соответствующего уровню трассы цвета с номерами - чем меньше цифра - тем вы ближе к концу трассы.

Когда мы поднимались на Фуникампе, то оставляли кроссовки в рюкзаке в помещении фуникампа на полках. Ни разу ничего не пропало. Переобуться можно либо в здании фуникампа, либо в кабинке - -5 минут путешествия достаточное время. В Пале и Аринсале - сдавали в камеру хранения. Стоило это порядка 3 евро в день.

Случаев воровства замечено не было. Как предупреждали - могут перепутать и взять чужое по ошибке. Такого тоже не видели. Когда идете в буфет лыжи можно либо просто воткнуть в снег (как делает большинство) либо оставить в специальном запоре за 1 Евро.

Отправляйтесь в горы не забудьте оформить страховку. Такого количества хромающих людей, как в Андорре я раньше не видел. Хорошие подготовленные трассы делают из каждого, кто умеет кататься, настоящего Хермана Майера. А Х.Майер не только быстро спускается, но, иногда, и красиво падает. Поэтому и народ бьется на склонах не редко. Не избежала этого и моя супруга - при переходе с трассы на трассу, внизу остались не отратраченные бугры и она, на серьезной скорости, на них вылетела. Переход с идеально ровной поверхности на бугристую привел к контакту с поверхностью Земли различными частями тела в аварийном режиме и эвакуацией со склона на санках. Спасательная служба работала четко. Самое, главное - не надо знать никаких языков, кроме слов ОК и NO, что бы с ними общаться. Система коммуникации с помощью жестов рассчитана на контуженых пациентов и работает безотказно. Там же, в помещении медпункта курорта Грау Рож был сделан рентгеновский снимок, проведен осмотр доктором и наложение необходимых повязок. Слава Богу - только растяжения. После всего этого вопрос - "Как будете платить, господа?" (мы ж находимся в мире наживы и капитала). На это у нас был свой ответ - карточка с номером нашего страхового полиса и телефоном компании Mapfre. Дальше был разговор медсестры со страховщиками и полное отсутствие дальнейших вопросов к нам по поводу денег. Пригласили прийти завтра - сменить эластичные повязки.

Как я знаю, существуют еще схемы страховок - когда ты все оплачиваешь сам, а потом, в Москве носишь счета в страховую контору и уговариваешь их вернуть тебе твои деньги. Страхование через Интерросс-Mapfre нам понравилось.

Так как кататься с опухшей ногой было возможно, но больно, часть времени мы посвятили еще одному андоррскому развлечению - шоппингу. Выгодно купить в Андорре можно много. Я купил себе лыжи Rossignol T-Power Viper S с креплениями Rossignol AXIAL 100 за 400 евро. Жене достались ботинки Salomon Performa 7.0 за 168 евро. Цены значительно ниже чем в России. Знакомые взяли Rossignol T-Power Cobra X с креплением Rossignol за 265 евро. Выбор производителей и моделей инвентаря ставит в тупик своей безграничностью. Если точно не знаешь что хочешь - очень трудно выбрать. Продавцы, конечно, пытаются что-то посоветовать, но надо иметь ввиду, что возможны попытки развода чайников с целью впаривания залежалого товара.

VKO выдала дисконтную карточку со списком магазинов, дающих скидку на товары обладателям этой карты. Тут необходимо внимательно смотреть - во многих крупных супермаркетах (на пример Villadomat) висят объявления о скидках на многие товары и тогда ваша дисконтная карта действовать не будет. Зато в небольших магазинах (типа Technic sport у фуникампа) вам по ней сбросят процентов 10% без лишних разговоров.

Самое приятное впечатление произвел магазин Alpesport по адресу av.Miguel Mateu,9 на самом выезде из столицы в сторону Энкампа. Выбор лыж был там не самый большой, но купив мелочевку (свечки для восстановления скользячки и т.п.) нам без всяких дисконтных карт и уговоров снизить цену, выписали 15% скидни, подарили по календарю и просто было приятно дружески потрепаться с лохматыми, загорелыми парнями, которые, по их внешнему виду, знают горы не только по картинкам. Их сайт www.alpesport.ad

Так же в Андорре можно выгодно купить парфюмерию, электронику. Про цены на спиртное я просто молчу, так как их публичным оглашением можно вызвать не здоровый туристический ажиотаж вокруг страны любителей ликеро-водочных изделий, что приведет к удорожанию туров и прочим негативным последствиям.

В день, когда была непогода, был посещен центр термальных вод Кальдеа. Программа посещения - 3 часа. За это время мы успели посетить все уголки этого горного аквапарка - купание в различных массажных бассейнах, плаванье под открытым небом, римские, финские, турецкие бани, ароматическую комнату. Особенно мне понравилась комната отдыха где лежишь на шезлонге, перед стеклянной стеной, смотришь на горы а сверху на тебя светит мощный светильник с красным светом, создающий тепло. Некоторые наши дамы даже пытались под этим светильником загорать.

VKO предлагает экскурсию на юг Франции - город Каркассон. Это древняя, но отлично сохранившаяся, крепость. Дорога туда занимает примерно 4 часа на автобусе. Потом прогулка и обед в крепости, дегустация вин, посещения музея инквизиции особенно будет интересно садистам и их друзьям-мазохистам. Сувениры и питание стоят там в разы дороже чем в Андорре. Рядом с крепостью расположено кладбище. Прогулявшись по нему становится немного завидно - лежат же люди&

Погода в Андорре в феврале была такая - разница температур между "низом" - столицей, Энкампом и "верхом" - долинами катаний составляла порядка 15 градусов. Т.е. - "внизу" устойчивый "+" до 15ти. На верху от 0до -5. Снежный покров достаточный. И по два дня в неделю шли снегопады, которые еще более увеличивали его. Кататься холодно не было. Морозозащитные маски там не нужны.

Дорога домой была скучна - выезд из отеля в 9-20, при том, что вылет в билете проставлен на 14-00. Рейс как всегда задержался и вылетел около 18 часов. Уровень сервиса а/к "Сибирь" упал ниже всякой критики - была попытка накормить нас тухлым салатом, выбора меню не стало - давали то что осталось. Пить (сок из оставшегося ассортимента, минералку) наливали такими порциями, как будто мы в Сахаре и запас жидкости надо растянуть на недели. Прилетели в Москву в полночь. Народ был недоволен - ночью добираться до города куда дороже. Хорошо, что нас встречали&

Да, забыл совсем - за негабаритный багаж - лыжи, отдельной доплаты не требовали. Хотя и обращались с ним как с обычным багажом. В Шереметьево его складывали рядом с транспортной лентой, а по окончании регистрации приходил грузчик и кидал их на транспортерку. В Барселоне они выезжали так же вперемешку с чемоданами и баулами. А ведь прилетав в Домодедово нам наш чехол доставляли отдельно, не на общем транспортере. Хотя перевес багажа ни кто не измерял и доплаты не просил. Что приятно обрадовало.

Общие выводы.
Сервис от VKO нам категорически понравился (хотя мы не любители отдыхать через турагентства). Наш гид при отеле - Алексей, появлялся в соответствии с расписанием, отвечал на все вопросы. Ски-пассы, продаваемые гидами реально дешевле предлагаемых в общих кассах. Все трансферты были удобно организованы.

Жить несомненно лучше ближе к выбранному сектору катания, т.к. выбираться каждое утро из столицы до подъемника по пробкам - сомнительное удовольствие, даже на специальных автобусах от VKO. Много комфортнее, если необходимо, спускаться в столицу вечером, после катания. Подъемники перестают крутиться в 17-00, поэтому времени на шоппинг остается достаточно.

Население в Андоре приветливое. Тихое. По английски говорят не все. Иногда это раздражает.

После введения евро проблем с обменом валюты не было. Т.е. не надо было платить в Испании одними купюрами, а во Франции другой. Евро выгоднее покупать в Москве. Если уж прилетели в Андорру с баксами - меняйте у гида. У них и курс выгоднее и комиссионных не берут.

Если у кого будут какие вопросы - с радостью отвечу.

Алексей Гринспон

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024