На лыжах с гор
skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Интервью со Славой Руничем - основателем и руководителем программы «Фрирайд с Гидами»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Что такое программа «Фрирайд с гидами», для чего она?

Люди, которые приезжаю в горы, начинают катаются, но не всегда у них получается хорошо, многие из них, к сожалению, изначально не идут к инструкторам или попадают в плохие руки, у них ошибки в технике. Потом эти люди начинают выходить вне трасс, но они не понимают всех проблем с которыми они могут столкнуться: лавины, незнание маршрута, попадание на ледяные участки или скальные выходы и так далее. Поэтому, суть программы следующая: во-первых, усовершенствование техники и ее исправление, и вторая часть - это сами внетрассовые спуски. Внимание акцентируется на умение с ходу читать рельеф, распознавать потенциально лавиноопасные склоны, даются знания о структуре снега, знаках лавинной опасности, причинах схода лавин, мы учим пользоваться необходимым противолавинным оборудованием… Вот в чем суть программы.

Какова история программы?

Программа родилась благодаря идее Владимира Бриткова и Георгия Дубенецкого. В 2000 году, после первых соревнований по фрирайду, они придумали сделать так называемую «клинику», то есть провести занятия на базе всероссийской школы инструкторов типа курсов повышения квалификации. Слово «клиника» взято из Америки (clinic), где не раз в сезон приглашаются топовые инструктора и гиды, которые проводят мастер-класс для инструкторов различных курортов. Такой маленький опыт был сделан в апреле месяце 2000 года. Он прошел в некоторыми накладками. Я повредился на соревнованиях, Кирилл застрял на Камчатке. Первый блин, как всегда, оказался комом. Это был наш первый опыт.

Как-то одним долгим летним вечером я подумал: «А не начать ли нам делать такую же программу, основанную на повышении квалификации, только для обычных людей, а не инструкторов? С повышением их технического уровня с уклоном на внетрассовое катание? Кому же, если не нам, это делать?» (Мы - это два человека: Кирилл Анисимов и я.) Я написал вступительный текст и на RASCе, повесил объявление. Буквально через две недели нам посыпались заявки на участие в программе. Таким образом, зима 2000-2001 стала для нашей программы первым сезоном. А этот сезон у нас уже пятый, юбилейный.

Какие минимальные требования для участия в программе?

Часто люди, которые видели нас, слышали о нас от знакомых, думают: фрирайд - это очень сложно, это не для нас… Они этого опасаются. Но хочется! Подходят, спрашивают: «А с какого уровня можно начать…?» У нас позиция такая - начать можно с любого уровня. Если человек не катался вне трасс, то, естественно, он сначала пойдет в начинающую группу, а потом уже по более сложным маршрутам. У нас Юля занимается начальной группой. Если начальные группы заполнены или Юля занимается с более продвинутой, то всегда на курорте есть «наши инструктора». «Наши» - значит, что им можно доверить людей, и мы будем уверены, что начинающему поставят технику так, что нам останется только совершенствовать. Мы принимаем всех. Независимо от уровня и количества.

А техника будет совершенствоваться на Чегете?

Да. На Чегете всегда можно найти трассу, которую может освоить человек, даже никогда не бывавший в горах. Главное, чтобы человек был спортивным и координированным. Условия, конечно, не такие хорошие как на западных курортах… Но я бы и не сказал, что это как по бразильской системе! Зато в сложных условиях гораздо эффективнее происходит обучение. Очень часто получается, что на ровных склонах ошибки прощаются и человек не работает над ними, развития не происходит. Он так и едет по этим простым склонам. А как только со сложностями начинает сталкиваться - происходит «затык». Он уже закрепил свою неправильную технику на разглаженных склонах, так он в ней и ездит. А как только попадет в какое-нибудь другое место - он уже дальше не едет. Мое мнение - лучше учиться на сложных склонах. Кто-то может не согласиться, но я считаю именно так.

Сколько стоит обучение с вами и обучение с инструктором?

Индивидуальное занятие с инструктором (1-2 человека) 500 рублей в час. Занятие в группе (не более 5 человек) - 1200 рублей в день (до 3х дней). Занятие в группе (не более 5 человек) - 1000 рублей в день (больше 3х дней).

Люди, которые с нами катались, имеют шестой день бонусный. То есть платят за 5 дней, а шестой день - бесплатно.

То есть у вас цены получаются такими же, как и у обычных инструкторов?

Да, даже ниже. К сожалению (для нас), рынок в России диктует именно такие условия. Потому что не всегда наши люди могут платить, как в Европе, 60 евро с человека в день при группе в пять человек. То есть, в Европе услуги гида стоят около 300 евро в день за группу не более 5 человек. И эта сумма не зависит от количества человек в группе: пять, четверо или трое… У нас цена - меньше 30 евро с человека в день вне зависимости от количества.

Кстати говоря, у нас в первый год существования программы шесть дней катания стоили всего 50 долларов! Мы не знали тогда сколько это может стоить. Мы пробовали. И это показало, что идея востребована, и на следующий год мы подняли цены в два раза. Потом - еще на 20%, чтобы начать окупать программу. А потом каждый год - в соответствии с инфляцией. Например, в этом году мы подняли цены на 10%.

Сколько в Приэльбрусье «ваших» грамотных инструкторов для начинающих?

На курорте Приэльбрусье, по моему мнению, можно доверить людей пятерым-шестерым инструкторам, которых бы я сертифицировал. Я, как инструктор Учебного Центра Федерации Горных Лыж и Сноуборда, могу сертифицировать людей, имею право подписи документов, то есть принять на себя ответственность. Хорошие инструктора - это Нина Булатова, Макс, Герман - они там просто вот так, по именам известны. Это Валико, инструктор старой школы. Вообще, вся хорошая инструкторская школа вышла из школы ЦСКА при Министерстве Обороны. Ну и несколько человек из местных: Ханопи неплохой инструктор, Тилова Светлана…

Начинающих учат все-таки на Эльбрусе или на Чегете?

И там и там. Просто на Эльбрусе большие очереди. Мы не идем вне очереди, стоим, как все обычные люди. Инструктора, занимающиеся индивидуально по часам, учитывают вопрос стояния в очередях. Опять же, мы рекомендуем тех инструкторов, которые объективно подходят к этому вопросу и не дерут три шкуры с человека. Все инструктора стараются, чтобы человек остался доволен и после обучения либо вернулся к нему, либо перешел на следующий этап, то есть попал к нам.

Слава, вы помогаете с размещением, трансфером?

Да, мы помогаем. На сайте, например, будем вывешивать телефоны тех людей, которые обеспечат хорошее проживание. Раньше всех селили в одном доме, а теперь люди стали сами организовывать свое размещение. Это не только в России, но и за рубежом. Люди списываются и созваниваются с хозяевами гостиниц и практика последних лет показывает, что все большее количество людей сами договариваются о своем размещении. А мы можем просто информировать людей - с кем можно иметь дело.

Та же самая ситуация по трансферу. Мы просто контролируем этот процесс. Чтоб никого не забыть. В сезон каждый самолет всегда встречает микроавтобус, и не один. Чтоб не переплачивать деньги спекулянтам, надо напрямую созвониться по нескольким известным телефонам.

Вернемсявсе таки к фрирайду. Что должен знать и уметь и иметь фрирайдер?

Во-первых, человек должен уметь кататься, должен быть соответствующий технический уровень. Уровень - уверенное катание по любому рельефу и по любому состоянию снега, не бояться. Должна присутствовать осторожность, представление о потенциальных реальных опасностях. Нужно знать правила передвижения по сложным склонам - кулуарам, лавиноопасным участкам. Человек должен представлять, что делать, если он попадет в узкий жесткий кулуар, а иногда леденистый - он должен не растеряться и суметь по нему спуститься. Должен знать о поведении на лавиноопасном склоне, уметь оказать первую помощь пострадавшему. Читать рельеф, знать маршрут.

Знание склонов - это очень важно! А то каждый год спасаем таких любителей. Они сами поедут, застрянут, потом названивают своим родственникам по мобильному в Москву: «Мы дальше не можем передвигаться! Оказались над пропастью! Что делать?! Спасайте нас!» Те связываются с МЧС, МЧС вызывает кого-нибудь из гидов в помощь. Включается канатная дорога и начинаются спасработы. А если еще есть потенциальная лавиноопасность… То представляете, что творится.

Во-вторых, человек должен быть правильно экипирован. Сноуборд и лыжи фрирайдной модели с достаточно универсальными характеристиками, что бы они были в меру жесткие, что бы они держали на насте и не тонули в целине. Лыжи надо выбирать с шириной талии в диапазоне от 80-90 мм до 110мм, с боковым вырезом не очень большим (с радиусом не меньше 22 метра). Защита - это рюкзак защищающий спину с возможностью навешивания лыж или сноуборда, и шлем. Противолавинное оборудование - бипер. Связь с группой и спасательными службами (рация, мобильник). Аптечка, нож, отвертка. Я, кстати, всегда вожу с собой скотч. Этакое универсальное средство для связывания распавшихся частей, скрепления лыж для бэк-кантри, в том числе его можно использовать как фиксирующий материал при травмах. Всем рекомендую: делайте горнолыжную страховку. Мы не можем это навязывать, но настоятельно рекомендуем.

В третьих, правильная одежда. Она должна позволять и долго передвигаться к началу маршрута, и что бы, выходя с маршрута, человек не был мокрым как утка, вылезшая из озера. У одежды должны быть удобные карманы, обязателен карман для рации и мобильного телефона, расположенный так, чтобы не надо было раскрывать основную молнию куртки. Одежда должна быть вентилируемой, вентиляция должна быть в районе подмышек и не была маленькой, не менее 20 см. На штанах тоже рекомендуется вентиляция, я предпочитаю на внутренней стороне ног. Сетка на вентиляции обязательна, она предотвращает прямое попадание снега и обжигающих солнечных лучей (иначе можно ноги обжечь, бывало и такое).

Лично мне нравится, когда капюшон пристегивается и отстегивается. Если куртка с внутренней флисовой подстежкой, то она должна отстегиваться быстро, а верхняя куртка должна быть легкой и убираться компактно в рюкзак. Естественно, материал одежды должен активно выводит влагу и быть ветрозащитным, то есть должна быть мембрана. С этого года все гиды одеваются в одежду финской марки HALTI, которая полностью соответствует нашим требованиям. Мы уже откатали и отходили в ней два месяца в различных условиях - она оправдывает наши надежды.

Ты можешь рассказать о своих впечатлениях об одежде HALTI подробнее?

Очень удобная одежда, функциональная и технологичная. Испытал в различных условиях - от мокрого снега и пурги при -15 С, когда в Приэльбрусье внизу идет снегопад, а наверху прилично метет. И, садившись на подмокшие кресла чегетких креселок, я не чувствовал обычного ощущения «описавшегося младенца».

Изначально я, по привычке, одевался излишне тепло. Это приводило к запотеванию и скоплению влаги, и даже мембрана с дышимостью 12’000 г/м2/24ч до конца справиться с этим не могла, нижний слой (термомайка) оставался влажным. Раньше, при холодах и ветре, я одевал два средних по толщине флиса, термобелье и майку. Теперь, прямо на тело, термобелье, флис и куртку - все фирмы HALTI. Cначала, c непривычки, даже чувствуешь, что как-то легко одет, но через некоторое время привыкаешь к этому новому ощущению легкости. То есть в HALTI технологически все сделано так, что чувствуешь себя очень комфортно, а не как обычно - одетым как капуста.

Очень удобные карманы на куртке внешние, с двух сторон, один для рации, другой для мобильника. Есть отделения, куда можно положить более мелкую вещь, например маленький нож-отвертку. Внутри есть большие карманы, куда можно положить, например, теплые перчатки или лист А4, сложив его пополам и не помяв его. Я туда, будучи в Зелдане (Австрия), убирал распечатки фронтальных снимков склонов и карту трасс. Было удобно и быстро доставать, чтобы при спуске сориентироваться и уточнить - правильно ли ты едешь по намеченному маршруту.

Очень удобен маленький карман на левом рукаве, в который кладетсяски-пасс для бесконтактного прохода на подъемник. Поднял руку к положенному месту на устройстве и прошел, не корчась, как другие, которые выкручиваются - кто грудью, кто поясом - стараясь достичь телом необходимого эффекта.

Единственный недостаток, который я выявил - если при езде в целине или при снегопаде не до конца застегнул ворот, то воротник, тот, который к лицу, начинает от снега намокать, так как его внутренняя часть сделана из материала, похожего на флис. И если, потом, с этим мокрым воротом поднимаешься наверх, где значительно холоднее, он становиться колом, и обмерзшая молния с трудом расстегивается и застегивается. Я бы рекомендовал производителю на внутренней стороне воротника использовал не впитывающий влагу материал, но приятный при соприкосновении с кожей лица.

Спасибо за отзывы и рекомендации, мы обязательно передадим их финским коллегам.

Слава, а вы можете подобрать для клиента лыжи, снаряжение порекомендовать?

Каждый гид довольно давно катается на лыжах и знает большое количество моделей, которые могут подойти человеку, порекомендовать . Помимо основной работы, им приходится работать продавцами-консультантами в туристических магазинах, поэтому они достаточно хорошо осведомлены о современных тенденциях. Я и другие ребята участвуем в тестах, которые проходят каждый год.

У нас, если человек катается больше трех дней, он может один день воспользоваться нашими лыжами, чтобы сравнить со своими, попробовать, сделать для себя выводы - нужно ему что-то другое или не нужно. Очень часто задают вопрос - какие лыжи покупать? Независимо от бренда, у каждого производителя имеются определенные модели, подходящие именно тому или этому человеку, все зависит - за сколько человек может купить эти лыжи и что ему конкретно нравится в определенной модели определенного бренда. Это может быть не только дизайн, но и душа может лежать только к этому. Допустим, попробовал и понимает, что на этой модели ему легче ехать, чем на другой.

Что нового в этом году?

В этом сезоне мы решили расширить географию катания - покатать в Альпах и на Камчатке. В начале января была организована поездка в Австрию на курорт Зелден с целью освоить новый район для катания вне трасс. Катались все 6 дней, делая по 3-4 внетрассовых спуска и парочку по трассам для переездов в другой район. Каждый день проходили новые маршруты, не разу не повторив их. Удивило малое количество снега, так как везде Европу завалило, а этот регион циклоны обошли стороной. После прошедшего снегопада 2-3-го января самые доступные и легкиевнетрассовые склоны были уже разбиты, но количество подъемников, площадь и разнообразие рельефа района, так же как и малое количество любителей фрирайда, дали возможность полноценно откататься вне трасс неделю. По итогам поездки можно сделать вывод, что для фрирайда Кавказ, несмотря на неразвитость канатных дорог, по своим природным условиям ни чем не уступает Альпам.

Сейчас начинаем проработку и формирование бюджета поездки с хели-ски на Камчатке. Я уже бывал там, это незабываемые впечатления, поэтому приглашаю всех у кого есть возможность и желание присоединиться к группе.

Что касается самой программы, то в этом году мы целенаправленно хотели открыть сноубордическое отделение и пригласили в качестве гида Олега Халина, который имеет большой опыт катания гидом хели-ски. Но, к сожалению, у него обострилась старая травма и он пропустил этот сезон. Тем не менее, нам интересно развивать это направление. Количество сноубордистов в процентном соотношении каждый год увеличивается. К тому же наш спонсор, партнер и друг, даже больше чем друг, нежели спонсор, экипирует нас досками Atomic. Конечно, сейчас больше лыжников, так как основной костяк нашей команды - лыжники, но и интерес сноубордистов растет.

Ты пробовал кататься на сноуборде?

Да, пробовал дня три. Понял, что не мой снаряд. Мое мнение, сноуборд - инструмент, который менее мобилен, потому что его ширина значительно больше ширины одной лыжины и если, допустим встречается препятствие, пространство, которое ограничено ветками, кустами, деревьями, камнем, куском льда, то я проеду на одной лыже, а на сноуборде - нет. Даже два сантиметра имеют иногда большую роль. Второе - довольно много например, на Эльбрусе, пологих мест, выполаживаний рельефа. Человек на сноуборде там встает, особенно если мягкий снег, а если я на лыжах, то могу передвигаться коньковым ходом. Третье - где-то не снимая лыж я могу подняться лесенкой, а он должен отстегивать доску или как лягушка перепрыгивать куда-то на небольшой взлет. На лыжах можно делать больше трюков и выглядеть более эффектно. Поэтому я рекомендую лыжи, а каждый человек выбирает именно то, что ему надо.

Кто сейчас в команде «Фрирайд с гидами»?

С этого года принимающим гидом будет Игорь Надежин, известный как Гоша, и Юля Матвеева, которая в основном занимается начальными группами. Все они водят группы на лыжах, но нередко к нам обращаются и сноубордисты, тогда получаются «смешанные» группы. Это для нас не проблема, как правило они умеют неплохо кататься, только изредка мы поправляем какие-то моменты в технике, так как основы лыжной и бордической техник схожи. И если команда сплоченная, то никаких проблем нет чтобы подождать сноубордиста, который на выполаживании отстал.

Другие люди, которые раньше работали у нас гидами на постоянной или временной основе, в этом году решили пойти в самостоятельное плавание. Это их выбор, и я его уважаю. У каждого свой путь. Если у нас или у них будет большая нагрузка, или если кого-то из группы по уровню катания или темпу не подходит, то лучше перевести его в другую, более подходящую. То есть мы будем обмениваться людьми и, несмотря на то что мы работаем независимо друг от друга, мы все равно одна команда. В горах люди должны работать и взаимодействовать друг с другом, всегда помогать друг другу.

Слава, почему ты теперь не участвуешь в Чемпионате России по фрирайду? Тебе не нужны эти соревнования?

Уже с прошлого года стали неинтересны. Чтобы выигрывать, надо рисковать, а рисковать не хочется, так как чревато травмами. А ехать в пол-силы - не мой стиль. А потом, больше чем есть спонсоры не дадут, а призовые - «смешные» по сравнению с расходами и опасностью получить травму. Старею, наверное, или мудрость пришла. Дорогу молодым!

И еще, соревнования - это определенные напряги: волнения перед стартом, волнения родственников и других близких людей. Недовольство судейством и оценками, организаторами по поводу не вовремя начатого старта, и другими организационными проволочками. Меня очень парит, когда старт назначают на 11, а первый участник начинает ехать в 13, и ты как дурак торчишь на холоде 2 часа! А фрирайд - это просто ты и склон, и не надо никому ничего доказывать. Проехал красиво, тебе самому понравилось, ты доволен. Вот результат - КРАСИВЫЙ СЛЕД НА СНЕГУ!

Что скажешь про безопасность района?

Многие опасаются, что Приэльбрусье - опасный район. В мире каждый день где-нибудь происходят катаклизмы, теракты, даже в Москве, и вероятность попадания в неприятную ситуацию не зависит от пребывания в определенной точке на нашей планете. В Москве попадание в экстремальную ситуацию даже более вероятно, чем в Приэльбрусье. И если люди опасаются терактов, то это как раз та цель, которой добиваются террористы. Подразумевается, что люди запаникуют и закроются в своих домах, никуда не будут выходить… Республика абсолютно готова к приему туристов, вас ждут. И люди стараются сделать так, чтобы гости, которые к ним приезжают, были в полной безопасности. Я призываю приезжать в наши горы и кататься. В правильной одежде, на правильных лыжах и к правильным людям!

20 января 2005г.
Москва.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2016

Вход | Регистрация