На лыжах с гор
skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Лыжи Volkl для слалома-гиганта и не только.

Александр Мосин

В середине января я прибыл в швейцарский горнолыжный курорт Ленцерхайда-Вальбела для тестирования лыж будущего сезона (зима 2003/2004 года) по приглашению фирмы Volkl. Перед этим целую неделю тренировался в Давосе на уникальных лыжах Volkl P50 GS Racing World Cap в ростовке 188 см из специальной серии для профессиональных спортсменов. Мне хотелось сравнить ощущения при ведении лыж для слалома-гиганта из "спортцеха" текущего сезона с серийными моделями будущего сезона.

Условия для опробования новой коллекции в Вальбеле были идеальные и по организации проведения тестов, и по состоянию горнолыжных склонов с широкими протяженными спусками различной крутизны. В январе естественного снега на трассах еще не так много, как в середине февраля, но со снежными пушками этих проблем не возникало. Все размеченные для горнолыжного катания трассы были тщательно укатаны ратраками до ровного и очень жесткого фирнового снега.

Первые лыжи для тестов, которые мне удалось опробовать, оказались Volkl P60 GC Racing в ростовке 183 см. Это была принципиально новая модель, предназначенная для произвольного катания опытных горнолыжников в стиле приближенном к слалому-гиганту. Данные лыжи оснащены усиленными рельсами из алюминия, вместо применяемых ранее пластиковых направляющих. Кроме этого в модели P60 GC Racing используется новая конструкция деревянного сердечника с более выпуклым профилем Double Grip, позволяющим быстрее передавать импульс для совершения поворота от ноги на кант лыжи.

P60 GC Racing

P60 GC Racing

Характеристики:
Геометрия: 108-65-94
Ростовки (радиус поворота): 178(18.4), 183(19.6), 188(20.8)
Геометрия: 106-65-92
Ростовки (радиус поворота): 168(17.2), 173(18.3)
Конструкция: Double Grip & Aluminium Motion Rail
Сердечник: SensorWoodCore

Несмотря на все полезные нововведения в конструкцию профиля и геометрию боковых промеров, серийные лыжи будущего сезона P60 GC Racing мне понравились меньше, чем аналогичные по применению и уже более привычные в управлении плоские лыжи P50 GS Racing World Cap текущего сезона. Но такое сравнение будет не совсем корректное, так как лыжи P50 GS Racing World Cap относятся к классу "спортцех" (специальное мелкосерийное производство). Они более скоростные с менее выраженной разницей промеров между носком 104 мм, талией 65 мм и пяткой 88 мм.

Новые лыжи P60 GC Racing из обычной серии имели другую более широкую геометрию боковых промеров: в носке 108 мм, талии 65 мм и пятке 94 мм. Поэтому они несколько теряли стабилизацию и стремительность хода на прямолинейных участках. Во время прохождения виражей на этих лыжах было труднее сбросить пятки. Другими словами, лыжи стали более маневренными на кантах подобно промежуточным слаломным моделям, но менее универсальными по возможным приемам управления на сложных жестких участках с ровными, но крутыми затяжными спадами.

На простых пологих трассах из-за расширенного носка и пятки P60 GC Racing немного притормаживали, а ведение серии сопряженных поворотов было очень комфортное.

При прохождении относительно узких, но пологих мест эти лыжи было труднее разворачивать с проскальзыванием носков и пяток вокруг грузовой площадки под креплениями, как на модели "спортцех" или на лыжах из серии 7.24. Провести P60 GC Racing в поворотах на кантах по очень крутой траектории и на малой скорости было хотя и возможно, но не так удобно.

Несмотря на вышеназванные недостатки серийная модель Volkl P60 GC Racing по удобству в управлении мне понравилась больше всех других лыж, представленных на ски-тесте в Швейцарии. Только на этих лыжах я не боялся набирать скорость. На крутых затяжных спусках чувствовал себя спокойно и уверенно, но правда отпустить лыжи еще быстрее, как это делал в Давосе на специальной модели из "спортцеха" все-таки не решался, была какая-то не предсказуемость в маневрировании новой модели P60 GC Racing из-за более широкого носка и пятки.

Для спортивного применения в соревнованиях по слалому-гиганту этих лыж будет недостаточно. В будущем сезоне новые лыжи "спортцех" P60 GC Racing (Race Edition) по конструкции и геометрии боковых промеров заявлены без изменений относительно модели прошедшего сезона P50 GS Racing World Cap. Дальнейшего расширения носка и пятки не последовало, как в модели для произвольного катания P60 GC Racing.

Может возникнуть вопрос: "Какие преимущества имеет модель "спортцех"?

В этих лыжах самое широкое место в носке продолжено до середины его изгиба, что позволяет при укороченной передней части лыжи быстрее и лучше входить в поворот без срывов на жесткой трассе. Такая конструкция носка позволила сместить вперед центр установки креплений для увеличения маневренности в начале поворота. Одновременно управляемость лыж на высоких скоростях то же улучшилась за счет опоры на более длинную пятку при завершении виражей.

Расположение фиксации ботинка ближе к центру лыжи дало еще одно преимущество, это возможность управления на крутых спадах, кода у спортсмена очень мало времени для изменения траектории скольжения. Провести лыжи на кантах с вертикальной работой здесь бывает уже невозможно, их необходимо быстро пробросить методом подбора в другой вираж и сразу поставить на кант в необходимом направлении. Это свойство прекрасно реализуется на лыжах "спортцех" в комплекте с платой Marker World Cup Piston Control Interface.

В момент прохождения виража закрепленный в плате гидравлический поршень в начале поворота не мешает прогибу лыжи в дуге, но потом после совершения толчка ногами для быстрого подбора лыж под телом немного задерживает их распрямление в носке и пятке. Поэтому на какие-то доли секунды загруженная центральная часть лыжи остается еще в прогнутом состоянии. Опорная часть ее становится укороченной по длине. Такие лыжи легче провести под телом в другой вираж и развернуть во время перекантовки в сторону дальнейшего движения. После такой "ротации" лыж в прогнутом положении, они мгновенно цепляются по всей длине бокового канта, обеспечивая устойчивое сцепление со склоном для скольжения в следующем повороте.

Серийные лыжи P60 GC Racing имеют центровку как и у модели Volkl P50 GS из "спортцеха" прошлого сезона. Другими словами тоже аналогично смещена немного вперед ближе к нормальному центру лыжи. Из-за более широкого носка и пятки во время "ротации" такие лыжи начинают немного цеплять кантами, их легче плавно переводить с вертикальной работой из одного виража в другой без промежуточных элементов бокового проскальзывания. Это свойство с одной стороны тренирует технику ведения лыж, но с другой стороны ограничивает возможные приемы управления в экстремальных случаях на соревнованиях или при произвольном катании на высокой скорости. Все же выполнять элементы проскальзывания на этих лыжах можно, но здесь необходимо уметь это делать правильно. Для такого ведения P60 GC Racing необходимо комбинировать движения по подбору лыж с небольшой вертикальной работой тела в момент перекантовки.

Лыжи P60 GC Racing подойдут для опытных горнолыжников-любителей, владеющих техникой управления современных моделей или желающих их освоить. Они понравятся для спортивных людей плотного телосложения (весом свыше 80-85 кг), имеющих опыт занятий другими видами спорта, но без профессиональной горнолыжной подготовки в спортивной школе. Для более тяжелых людей, бывших спортсменов (весом свыше 95 кг) сильных в ногах, но медлительных в движениях (со средним уровнем подготовки после двух-трех поездок в Альпы) приобретение таких лыж то же допустимо в качестве перспективной тренировочной пары при катании на широких несложных склонах. В этом случае спортивно ориентированные лыжи будут казаться очень послушными и на средних скоростях.

Несмотря на дополнительную толщину в средней части лыжи, P60 GC Racing на практике оказались пластичными и не очень жесткими. Легкие энергичные горнолыжники со стажем (включая женщин) могут использовать их для агрессивного скоростного катания, когда набранная инерция на виражах позволяет без проблем загрузить лыжи на кантах для обеспечения плавного и маневренного ведения. Они будут наиболее удобны для произвольного катания по подготовленным укатанным склонам в больших горах.

К таким выводам я пришел после первого опробования P60 GC Racing в Швейцарии в январе 2003 года.

Ски-тест горных лыж Volkl в конце февраля 2003 года в Красной Поляне.

Второе опробование коллекции горных лыж Volkl 2003/2004 года мне удалось осуществить в самом конце зимнего сезона 2002/2003 года в поселке Красная Поляна в 60 км от аэропорта города Сочи. Здесь я открыл новые возможности использования спортивно-ориентированной модели Volkl P60 GC Racing для произвольного катания в условиях не укатанного горнолыжного склона. Кроме этого были опробованы еще три универсальные пары из серии 7.24 для фрирайда и карвинга.

В тот день, 28 февраля, уже с утра была плюсовая температура воздуха. На первой очереди подъемника, на высоте 534 метра над уровнем моря снега почти не было, а на второй очереди с 790 метров лежал тонкий слой свежевыпавшего, укатанного, но достаточно мягкого весеннего снега. Большая часть трассы спуска под второй очередью подъемника ниже 1000 метровой отметки над уровнем моря находилась в зоне проблемного катания.

На третьей очереди подъемника с 1147 метров над уровнем моря зимой вместо дождя, периодически, все же выпадал снег. Поэтому здесь трасса спуска оказалась хорошо подготовлена. Но настоящий зимний снег, в виду плюсовой температуры воздуха, лежал только на высоте свыше 1500 метров в зоне четвертой очереди подъемника. Трасса спуска здесь была подготовлена ратраками только в нижней части до высоты примерно 1700 метров, основной верхний участок с разрешенной для катания станции подсадки на высоте 2000 метров представлял собой неподготовленный горнолыжный склон, местами раскатанный лыжниками, с мягкими буграми свежевыпавшего снега, который здесь подсыпает почти каждый день в виде конденсата из влажного теплого воздуха, поступающего с моря.

По иронии судьбы мне снова первыми достались лыжи P60 GC Racing в ростовке 183 см. Я довольно скептически подошел к опробованию этой модели на склонах горы Аибга. Для катания с четвертой очереди, выбранная мной пара лыж для слалома-гиганта явно не подходила по назначению, но мне было интересно, как на таком склоне проявят себя новые лыжи. С первых движений стало ясно, что особых проблем здесь не будет. Лыжи оказались достаточно пластичные и хорошо вписывались в виражи по неровному снегу разной плотности. Я без проблем преодолевал разбитую целину в условиях плохой видимости при катании в дымке облаков закрывших солнце. Съехав до участка, по которому прошел ратрак почувствовал жесткую подложку, но визуально не заметил ее. Она была неровной, с большими вмерзшими ледяными комками (здесь ратрак проехал, маневрировал, но не прикатал снег). При полном отсутствии видимости рельефа я проскочил раскатанный участок дороги, въехав в глубокий снег. Лыжи при этом сработали достаточно эффективно – имея относительно широкий носок, они всплыли в рыхлом снегу, что помогло мне удержаться на ногах без падения. Ниже из глубокого снега снова выбрался на уже укатанный участок трассы шириной не более 5 - 6 метров. Эта дорога с жесткой леденистой подложкой местами сужалась до ширины в один ратрак. Она петляла со средним уклоном между кустов и деревьев, почти как трасса бобслея в Санкт-Моритце с прикатанными радиусами на поворотах. Чтобы не вылететь из этой колеи мне пришлось очень активно работать лыжами, перекладывая их с одного канта на другой и вписываться в достаточно узкий коридор на возрастающей скорости. Лыжи работали великолепно, проявляя оптимальную маневренность и плавность скольжения. Они были энергичными и, одновременно, устойчивыми на виражах, но требовали от лыжника хорошей физической подготовки.

Прохождение широкой трассы под третьей очередью подъемника не вызвало никаких проблем. Снежная подложка здесь уже стала достаточно мягкой, и внизу местами образовались кашеобразные отвалы. Посыпавшийся внезапно в средней части трассы мокрый снег постепенно к низу второй очереди перешел в мелкий моросящий дождь.

Спуск под второй очередью подъемника был приятен только в начале пути. Ниже снег совсем раскис, а рельеф поверхности трассы стал бугристый, местами с проплешинами до земли. Из-за относительно крутого уклона на финишном участке трассы в раскисшем снегу скольжение получилось очень быстрым. Поэтому приходилось энергичнее перекладывать лыжи для смены направления движения, чтобы погасить постоянно возрастающую скорость. Активные действия было трудно выполнять на уже уставших ногах после прохождения верхних участков трассы при общем перепаде высоты более 1000 метров. Кроме этого, на склоне из-под снега появились камешки, которые необходимо было объезжать, поэтому катание на лыжах P60 GC Racing здесь было крайне сложным и неудобным, впрочем, по раскисшему снегу и на других лыжах тоже неприятно спускаться в таких погодных условиях.

После затяжного спуска по разному снежному покрытию: от неукатанного мягкого зимнего снега в верхней части трассы, через жесткий наст до кашеобразного весеннего склона, включая раскисший нижний участок, с оголившимися камнями и проплешинами, могу отметить достаточно высокую универсальность модели Volkl P60 GC Racing. Честно говоря, такой широты возможностей применения от этих лыж я не ожидал.

После ски-тестов в Красной Поляне дополнились следующие свойства использования модели Volkl P60 GC Racing:

Эти лыжи можно приобрести для катания в больших горах на подготовленных склонах в условиях различного состояния снежного покрытия. Здесь может быть насыпанный искусственный снег в начале зимы, жесткий наст после продолжительной солнечной, но холодной погоды, мягкий разбитый склон в теплую весеннюю погоду с жесткой леденистой подложкой, включая использование во время и после небольших снегопадов. Но в последнем случае спортивно ориентированная модель P60 GC Racing все-таки будет уступать новым лыжам из серии 7.24, предназначенным для катания по подготовленным склонам в условиях снегопадов, когда поверхность трассы постепенно становится бугристой.

Опробование лыж из серии 7.24 для фрирайда и карвинга (аналога прошлогодней серии Vertigo) началось с модели Volkl 7.24 Motion в ростовке 177 см. Эти лыжи были особенно интересны после катания на спортивно ориентированных лыжах для слалома-гиганта P60 GC Racing. Поднявшись на четвертую очередь подъемника до станции подсадки, я начинаю очередной спуск вниз по неподготовленному склону с мягкими буграми и нераскатанными участками свежевыпавшего снега. Лыжи 7.24 Motion в этих условиях оказались самыми удобными из всей новой коллекции Volkl. Они лучше всех огибали бугры и маневрировали на разбитом горнолыжниками рыхлом склоне. Смягченная пятка модели 7.24 Motion п озволяла хорошо обрабатывать бугры, а не слишком радикальная геометрия боковых промеров между носком 108 талией 70 и пяткой 96 мм обеспечивала плавность скольжения в рыхлом снеге. Во время спуска по разбитому бугристому склону лыжи 7.24 motion по удобству управления значительно превосходили опробованную ранее модель для слалома-гиганта P60 GC Racing.

Как только я попал на достаточно узкую и очень жесткую прикатанную ратраком колею, то сразу почувствовал предпочтение в пользу лыж для слалома-гиганта P60 GC Racing. Модель 7.24 Motion здесь маневрировала нормально, а управление и устойчивость при прохождении виражей на кантах была хуже. Очень трудно было бороться с нарастающей скоростью на этом узком, извилистом и леденистом участке спуска. Мне даже пришлось с большим трудом притормозить на повороте, чтобы не вылететь из колеи. Тут лыжи P60 GC Racing позволяли не сбрасывать скорость, они точно вписывались во все повороты, но при этом ногам доставалась достаточно большая физическая нагрузка.

Спускаясь ниже по склону четвертой очереди на модели 7.24 Motion, я постепенно съехал на более мягкий снег, где лыжи продемонстрировали свои отличные возможности в произвольном катании по подготовленной, пока еще жесткой трассе. Под третьей очередью подъемника начались кашеобразные бугры, нарытые лыжниками к середине дня. Здесь все тоже было прекрасно, проходимость лыж оказалась безукоризненной. Съехав еще ниже по трассе спуска в зону второй очереди подъемника, я почувствовал опять некомфортность на финишной прямой последнего очень скользкого и относительно крутого участка. Иногда в разжиженном верхнем слое снега на еще жесткой нижней подложке возникают условия для очень быстрого скольжения. Здесь меня на лыжах 7.24 Motion начало разносить на виражах. . Если модель для слалома-гиганта P60 GC Racing справлялась при приложении дополнительных усилий, то управление лыжами 7.24 Motion в этих условиях было еще труднее. (В качестве поправки хочу добавить субъективность этой оценки, так как была возможность значительного ухудшения трассы ко второму спуску под второй очередью, ведь при больших очередях и медленной работе подъемников могло пройти много времени, а температура и влажность воздуха к середине дня повысилась после прошедшего дождя).

Кроме катания на лыжах 7.24 Motion в ростовке 177 см, мне сразу удалось опробовать модель 7.24 AX3 в такой же ростовке 177 см. Эти две пары оказались очень похожи по своим свойствам, и я буду рассматривать их как практически одну модель, хотя и разную по цветовому дизайну. Фактически они отличаются небольшими различиями в изготовлении, например декоративной верхней поверхности. Так в модели AX3 она сделана из более прочных износостойких материалов, что позволяет немного лучше сохранить внешний вид лыж после первой поездки в горы.

Лыжи 7.24 Motion имеют более широкие канты и в них увеличена толщина базовой скользящей поверхности для большего количества циклов заточки, но внешнее верхнее покрытие изготовлено из менее прочных к появлению царапин материалов. Это позволяет уравнять стоимость двух близких по применению моделей.

7.24 Motion рекомендуются для использования в прокате на дорогих горнолыжных курортах в Альпах. Здесь все работает по принципу: взял попробовать, понравилось, купил.

После дополнительного сравнительного анализа возможностей этих моделей, могу отметить немного лучшие динамические характеристики при катании по преимущественно подготовленному склону у лыж 7.24 AX3. Обе эти пары неплохо маневрируют и на жестком ровном фирновом покрытии, но точность ведения дуги универсальных моделей всегда уступает лыжам из спортивной серии P60.

По сравнению с аналогичными моделями прошедшего сезона новые лыжи 7.24 Motion и 7.24 AX3 пришли на смену лыж Vertigo Motion и Vertigo G3. В отличие от своих предшественников, модели из серии 7.24 улучшились по динамическим характеристикам. У них изменились применяемые материалы в конструкции сердечника, выверенные и отработанные на практике эксплуатации прошедшего сезона.

Модели 7.24 Motion и 7.24 AX3 можно рекомендовать для людей, выезжающих в горы в разгаре «высокого зимнего сезона» в феврале и начале марта, в период большого снежного покрова и возможных частых снегопадов. Они позиционируются как универсальные лыжи для катания в самых разных условиях, независимо от крутизны и продолжительности спуска. Эти лыжи будут оптимальны на бугристых разбитых трассах из мягкого, жесткого или комбинированного снега, а так же на подготовленных горнолыжных склонах с жесткой подложкой на небольшом слое свежевыпавшего снега или без него по ровной фирновой поверхности.

Для внетрассового катания по глубокому целинному снегу они менее удобны, чем специализированные лыжи с более широкой талией. Для прохождения по застругам из жесткого уплотненного ветром снега эти лыжи будут тоже слабоваты и уступят конструктивно более мощным моделям 7.24 PRO и 7.24 AX4. На хорошо подготовленных, укатанных ратраками горнолыжных трассах все лыжи из серии 7.24 будут уступать спортивно-ориентированной модели P60 GC Racing.

Лыжи 7.24 Motion и 7.24 AX3 предназначены для длительного по времени произвольного катания в течение всего дня. Они достаточно легкие, универсальные и не утомительные в управлении. Кроме ведения на кантах при необходимости позволяют использовать элементы проскальзывания. Подойдут горнолыжникам от среднего до экспертного уровня включительно. Для спортивных людей крупного телосложения с большим весом эти лыжи можно даже рекомендовать на начальной стадии обучения, так как данные модели хорошо прощают ошибки.

Последней парой для опробования мне досталась Volkl 7.24 Pro в ростовке 184 см. Эти лыжи было очень трудно получить для тестирования из-за большого числа желающих на них просто покататься в этих специфических условиях. Дело в том, что для склонов в Красной Поляне модель Volkl 7.24 Pro наиболее подходящая по целевому назначению. Она достаточно универсальна по проходимости на разной структуре снега, – от легкого свежевыпавшего до жесткого, укатанного ратраками. или раскисшего кашеобразного во второй половине дня. Поэтому обладание такими лыжами делает катание на склонах Аибги не зависящим от погодных условий и состояния снежного покрытия.

На бугристом участке под четвертой очередью подъемника лыжи 7.24 Pro по легкости управления уступили опробованным ранее моделям 7.24 Motion и 7.24 AX3, но в целом замечаний по комфортности преодоления препятствий у меня не возникло. На ровных заснеженных участках свежевыпавшего снега эти лыжи оказались еще удобнее в применении за счет лучшей плавучести в рыхлом снегу. Это свойство обеспечивалось большей шириной боковых промеров: носка 115, талии 77 и пятки 104 мм. Лыжи 7.24 Pro во время преодоления неровного рельефа бугристого склона были очень пластичными и гибкими, но одновременно и достаточно упругими, так как легкий снег при необходимости они просто прошибали на своем пути, подавляя и сглаживая небольшие препятствия.

После выхода на жесткую раскатанную ратраком узкую трассу с вмерзшими леденистыми комками я обратил внимание, что почти не почувствовал переход на эту поверхность из мягкого разбитого снега. Лыжи легко преодолевали эти комки, не сбиваясь с намеченной траектории. По узкому укатанному леденистому участку 7.24 Pro тоже уверенно маневрировали на кантах, проявляя завидную цепкость, но все же здесь они были менее надежны и устойчивы на высоких скоростях, чем спортивно- ориентированные лыжи P60 GC Racing. Более широкая талия чуть-чуть замедляла скорость перекантовки, поэтому приходилось на виражах действовать более энергично.

При спуске ниже на уже разбитую трассу под третьей очередью подъемника, лыжи 7.24 Pro проявили свои самые лучшие свойства преодоления или просто подавления встречного препятствия в виде кашеобразных бугров и отвалов. Ощущения были, как будто едешь на вездеходе.

На трассе под второй очередью подъемника к концу дня состояние снежного покрытия было совсем печальное. Склон на крутом финишном участке раскис, а из-под снега торчали камни и проплешины. Здесь была поставлена задача: очень аккуратно съехать и не испортить лыжи. При прохождении виражей на этом очень скользком участке меня начало разносить. Было очень трудно маневрировать между камней. Но я старался очень точно проходить между всеми встречными препятствиями и обратил внимание, как в этих условиях хорошо держат на кантах лыжи 7.24 Pro. При совершении неожиданных объездов встречных камней мне удавалось легко изменять траекторию дальнейшего движения.

Думаю, что после четвертого спуска по этому раскисшему участку я уже приспособился, как надо управлять лыжами. Уже позже, во время сопоставления ситуации возникла мысль, что опробованная мной в начале ски-теста модель лыж P60 GC Racing тоже хорошо маневрировала в этом снегу под второй очередью. Она лишь немного уступила здесь лыжам 7.24 Pro.

Рекомендую приобрести универсальные лыжи 7.24 Pro для многоцелевого назначения опытным горнолыжникам, интересующимся катанием по подготовленным и неподготовленным горнолыжным склонам в разных погодных условиях, особенно в период снегопадов. Для специального внетрассового применения модель лыж 7.24 Pro использовать возможно, но при катании по глубокому легкому снегу и жестким застругам наветренных склонов эти лыжи уступят более профессиональным моделям Volkl 7.24 AX4 (боковые промеры в носке 118, талии 83 и пятке 106 мм) или специализированным лыжам из серии V-ski под названием Gotama (соответственно 130_105_122 мм).

Наиболее удобными лыжи 7.24 Pro окажутся при поездке в горы: на Кавказ (в Красную Поляну, Домбай, Чегет, Приэльбрусье) или в Андорру. Наличие этих лыж будет весьма кстати и в большинстве альпийских курортов в разгар горнолыжного сезона при высоком снежном покрове в качестве основной универсальной пары, а также при длительном катании в выходные и праздничные дни после полудня на разбитой кашеобразной трассе.

Всю новую коллекцию лыж Volkl в Красной Поляне мне опробовать не удалось, но я думаю в этой статье были описаны одни из самых интересных моделей предназначенных для катания в больших горах опытных горнолыжников.

Александр Мосин – региональный дилер Volkl в Санкт-Петербурге.

Ссылки:

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2016

Вход | Регистрация