На лыжах с гор
skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

"Препарируем" горнолыжные крепления

Леша Соколов

Не лепо ли ныне братие... Короче потек я мыслями по древу. В креплениях про назначение регулировок сказать - то особо нечего. А вот вспомнить, как все было...

Слово "слалом" - норвежское и означает "след на снегу". Катались наши предки на самых обычных лыжах и крепления держали только носок ботинка. В таком виде в начале века скандинавы носились по склонам, лихо огибая камни, пни, да деревья, когда надо было повернуть, внутреннюю ногу ставили на колено на носок лыжи, внешнюю - выставляли вперед и сгибали в колене. В руках держали зеленые веточки сосны - для пущего шику. Все вместе называлось стилем "телемарк", до сих пор есть его любители и инвентарь соответственный выпускается.

А уж какая светлая голова сообразила закрепить на лыже пятку ботинка и тем самым существенно упростить процесс управления - то истории не ведомо. Да только с тех пор горные лыжи и начали свое шествие по свету как прекрасный вид спорта и отдыха. Крепления тогда были такие - носок ботинка вставлялся в железную скобу, сверху имеющую выступы, удерживающие ботинок за ранты, да еще и забивался как следует для пущей устойчивости, а пятка ставилась на железную пластину с ушками и за эти ушки наглухо приматывалась трехметровой полоской сыромятной кожи. Целое искусство было - пятку примотать изящно, с крестом на заднике ботинок. На таких вот и выиграл Тони Зайлер свои три олимпийские медали. Понятное дело, при падении на бок, да при хорошей скорости, такие крепления разворачивали коленку на 180 градусов, а особо невезучим - и того более. Один такой бедолага, лежа на больничной койке и сообразил, что головку надо делать разъемной, две части ее соединялись при помощи подпружиненного шарика, надави - шарик выскакивает из ямки и освобождает ногу. Парень этот был австриец, а фамилия его была Маркер (слыхали, небось?).

Пятку тоже чуть усовершенствовали, теперь пластина, на которой стоял каблук стала поворотной, но по-прежнему все приматывалось ремнем. Именно на таких Жан-Клод Килли выиграл свои три олимпийские медали. После этого стали замечать, что лыжа, болтающаяся на ремешке то в лоб заедет, то ключицу переломит. Ну и сообразили пятку тоже за рант прихватывать пружинным механизмом, а чтобы лыжа не улетала, изобрели тормоза - ски-стоп называется.

  1. Головка крепления. Довольно долго доминировала конструкция Маркера - поворотная головка на шарике. Потом стали делать две независимые щечки, открывающиеся вправо и влево и соединенные между собой пружиной, причем фирма Саломон использовала конструкцию, совмещающую оба принципа. Система Твинкам, предложенная фирмой Маркер, сделала среднюю часть головки подвижной. При возникновении боковых нагрузок, такая система позволяет ботинку смещаться в стороны (до половины подошвы) относительно оси лыжи. Если нагрузка продолжает возрастать - крепление открывается, если нет - возвращает ботинок на место - можно ехать дальше. Венцом изобретений стала возможность открытия головки при возникновении вертикальной нагрузки, т.е. при падении назад, хотя почему бы просто не согнуть колени?. Остается добавить , что некоторые крепления фирмы Маркер имеют на головке рычажок на три положения - "Лед", "Снег", и "Мягкий снег" для соответствующих условий катания, но как сия система работает и есть ли в ней какой-нибудь смысл, кроме рекламного трюка - то мне не ведомо. Мелкими, но важными штрихами в конструкции головки стали антифрикционные пластинки под носком ботинка и ролики на щечках - все для свободного выхода ботинка из крепления. Я считаю, что остальные различия в головках крепления обусловлены только дизайном, кто не согласен - прошу дополнить.
  2. Задник крепления. Освободившись от ремня, задник стал играть довольно важную роль в безопасности катания, освобождая пятку при возникновении продольных нагрузок (например при наезде на препятствие). Сначала это была пружина, надетая на штырь, натягиваясь она с него соскакивала и потом требовалось долго и нудно на морозе вправлять все детали на место (если они не рассыпались по всему склону, но тогда и все проблемы отпадали). Потом все приобрело культурный вид, но пристегивалось - отстегивалось вручную. Позже изобрели крепления - автоматы массы модификаций, как апофеоз - сенсорные. Последним относительно толковым изобретением было открытие задника по диагонали при боковой нагрузке и введение фрифлекса (см.ниже). При всем разнообразии конструкторских и дизайнерских решений, задники можно разделить на следующие категории:
    • Застегивающиеся вручную. До сих пор используются фирмой Маркер в топ - моделях. Не знаю, как к ним относятся спортсмены, но туристу всякий раз нагибаться... в лом, да и возможности такой нет иногда (например, когда надо подъехать к гостинице апрески.)
    • Полуавтоматические. Торжественно выставляются вручную в нужную позицию, потом сами застегиваются при нажатии ногой. В старину изготавливались фирмами ГеЗе и Лук, и имели довольно забавный (в некоторых моделях - довольно непристойный) вид. А уж момент их застегивания неизменно притягивал взоры всех окружающих дам. До сих пор применяются в топ - модели Россиньоля, но выглядят уже не так эротично. Недостатки - см. выше.
    • Автоматические. Застегиваютя - о чудо! - сами, при нажатии ногой. Расстегиваются или нажатием на рычаг, или надо подцепить скобу палкой. Тиролия впервые применила задники с диагональным расстегиванием при боковой нагрузке. Кроме того, прежде усилие застегивания в точности равнялось усилию расстегивания, что создавало трудности на пушистом снегу - давишь на нее, нехорошую, а она только глубже уходит в снег, приходится выбираться на относительно укатанные участки и пр. Поэтому были придуманы сенсорные крепления (Лук, ГеЗе, сейчас - Россиньоль), закрываются они легким нажатием ноги, а уж раскрываютя - как положено. Для туриста - незаменимы.
  3. Скистоп. Придуман сразу после появления независимого задника для торможения отстегнувшейся на склоне лыжи. Поначалу имел довольно дикую конструкцию. Представьте себе пластину на пружинах, складывающуюся вручную под серединой ботинка. При освобождении ноги, пластина откидывалась вбок и в снег втыкалось некое подобие консервного ножа. К счастью, довольно быстро сообразили делать обычную педаль с рычагами на пружине. Но и тут не обошлось без курьезов. Луки довольно долго ставили ее под носок ботинка, а рычаги смотрели вперед по ходу движения. Последним изящным штрихом (по - моему впервые на МР-ах) стала конструкция, когда рычаги складывались и убирались за габариты лыжи.
  4. Фрифлекс. Тот, кто любит гонять по буграм напрямую, наверное заметил, что иногда лыжи вдруг расстегиваются без видимой причины. Происходит это потому, что лыжа прогибается, а подошва ботинка остается прямой, возникает вертикальное усилие и задник раскрывается. Устранила это фирма Тиролия, соединив задник с носком планкой, на которой задник отъезжал назад в нужный момент и лыжи зазря не соскакивали. Позднее они же забили посреди планки гвоздь, чтобы лыжа в этом месте вовсе не прогибалась и назвали это Пауэр Пойнт. Ныне такую конструкцию имеют все ведущие производители креплений. Поразительно, что такого же эффекта добились Луки (Россиньоль) но без всякой планки, а просто так. Для Чегета просто чудо как хорошо!
  5. Регулировки креплений.
    • Основная регулировка - установка усилия срабатывания. Главная аксиома - на головке должна быть выставлена та же цифра, что и на заднике. Фирмой Маркер разработана целая таблица регулировок, где исходная цифра находится исходя из веса лыжника, его возраста, стиля катания и толщины тибии (это не то, что вы подумали, девочки, а головка берцовой кости). На практике, выставленные по этой таблице крепления имеют дурную привычку раскрываться не вовремя. Терскольские инструктора предпочитают такой тест: головка должна раскрываться при сильном ударе кулаком по ботинку, а задник - при сильном наклоне лыжника вперед ни на что не опираясь. Я лично предпочитаю эмпирический метод: несколько дней катаешься с отверткой в кармане, выставив крепления на разумный минимум. При несанкционированном срабатывании, крепления постепенно затягиваются, пока не прекратят раскрываться бестолку. После этого остается только ждать хорошего падения и оценить болевые ощущения, если никаких - тогда все в порядке. К счастью все европейские производители пришли к единой шкале регулировок (DIN), поэтому зная свою цифру, можно смело менять крепления и выставлять все то же - гарантия успеха обеспечена.
    • Некоторые головки имеют регулировку щечек по высоте. Цель - обеспечить наиболее плотное прилегание щечки к ранту.
    • На задниках существует регулировка натяжения, которая определяет плотность прилегания задника к ранту пятки. На деле служит для подгонки крепления при смене ботинок (при одинаковом размере, разные ботинки имеют разную длину подошвы, что и требуется компенсировать на предустановленных креплениях)

И в заключение об основных производителях.

  • Саломон - пожалуй лучшее из всего, что производится.
  • Тиролия - постоянно в поиске новых решений.
  • Россиньоль - скушал Лук и Гезе не оставив даже торговых марок, но сенсорные крепления очень хороши.
  • Маркер - увы, несмотря на то, что многие ведущие спортсмены выступают на этих креплениях, о туристах на фирме похоже не думают.
  • Атомик - скушал ЕЕС и торговой марки не оставил.
  • Остальные просто не заслуживают упоминания.

К лит-тех-изложнению Леши СОКОЛОВА

(И слог неважный. И знаний маловато! Что в истории вопроса - дикие ляпы; с Кandahar'ом не знаком. Что в технике!)
М. Гусев

ПРЕПАРАТОР ОКАЗАЛСЯ СЛЕСАРЕМ-ВОДОПРОВОДЧИКОМ!
Коснемся грубейших технических плюх "препаратора" Леши СОКОЛОВА.

  1. О головке креплений: "Если нагрузка продолжает возрастать, крепление срабатывает" (это об Twincam MARKER'a). Вовсе не то. Крепление не должно срабатывать при сильной, но очень короткой (импульсной) нагрузке (к примеру, при ударе носком лыжи в падающее древко). Это качество обеспечивается "эластичностью срабатывания", конструктивно решенному МARKER'ом одновременным выходом-возвратом на место щечек головки и антифрикционной пластины под носком ботинка. Сегодня это обязательное качество всех горнолыжных креплений всех производителей и относится как к головке в полном спектре ее срабатывания, так и к пятке.
  2. "Последним относительно толковым изобретением было открытие задника по диагонали". Относительно Леши СОКОЛОВА. Поясним. Диагональное срабатывание пятки - удачная десятилетней давности находка TYROLIA. И только ее. К тому же, не очень, видимо, нужная в рекреационном катании. На том же Чегете. От диагональности пятки TYROLIA отказалась пару сезонов назад во всех массовых креплениях, заменив ее на обычную, прямоосную Cоntrol.
  3. MARKER, "застегивающийся вручую". Леша! Изучай матчасть! Уже двадцать лет прошло. Выкинь свои М4-12 (или КЛС ?). Следующий год - 2000-й. Сегодня все крепления у всех производителей застегиваются только автоматически - никаких "полуавтоматов".
  4. Рассуждения о FrееFlex'e - "Вертикальное усилие...задник раскрывается... Устранила TYROLIA, соединив планкой..." Изобретатели много умнее, чем мы можем постигнуть. Еще на заре первых E.S.S., GEZE, LOOK, MARKER монтаж головки, а потом и пятки производился "плавающим" способом. Пластина FrееFlex от TYROLIA, "связки" у E.S.S, MARKER'a - дальнейшее развитие идеи развяки системы "лыжа-крепление", когда лыжи стали продольно очень гибкими, а торсионно - очень жесткими. Сегодня - обязательный компонет всех креплений высоких групп. А что касается восхитившего Алешу "гвоздя в середине" (Power Point) - так TYROLIA от него отказалась еще пару сезонов назад.
  5. Регулировку крепления "по тибии", "по кулаку терскольского инструктора", по числу падений с отверткой в кармане лучше оставить для осмысления истории и глупости в Тырнаузской больнице, либо в СКЛИФе. Установщики мастерских Европы (Центральной) предлагают способ проще и точнее: показатель своего веса разделите на 10, к полученному прибавьте единичку, если Вы на горе агрессор, или отнимите единичку, если аккуратист. Оставьте, как разделилось, если Вы нормальный катальщик. И выставьте на индикаторах - одинаково - на носке и пятке.Если Вы спортсмен-педант, пользуйтесь специальными таблицами (MARKER, SALOMON). Для особо дотошных: шкала регулировки нелинейна, усилие срабатывания зависит от размера обуви, от веса лыжника, от динамических нагрузок. Но в рекреационном (для отдыха) катании приведенное правило "вес : 10" достаточно точно.
    Следует знать: установка креплений - ответственный и высокоточный процесс. Перекошенное, излишне широкое или малоуглубленное отверстие не обеспечит держание винта в лыже, особенно массового производства, у которой внутри - полиуретановая "пенка". Лучше заплатить 5 % от стоимости комплекта "лыжи-крепления" за установку в сертифицированной мастерской, чем 100% - за переломанную лыжу (без стоимости вывихнутой-сломанной - не дай Бог! - ноги).

И еще чуть-чуть:
Леше СОКОЛОВУ неведомо, "есть ли смысл, кроме рекламного трюка", в переключателе "1-2-3" (Hard/Normal/ Soft) системы Selective Control у MARKER'a. Тогда, видимо, неведом смысл и систем: Power Select у TYROLIA, Propulse у SALOMON'a. Это его проблема. Слышащий на одно ухо не понимает, чем "стерео" отличается от "моно" - это проблема одноухо слышащего.

Заключение Леши "об основных производителях" - ну очень уж поверхностно (про нахальство не говорим). К тому же неверно (к примеру, торговая марка LOOK живет и здравствует на мировом рынке горнолыжных товаров). Все остальное изложенное Лешей СОКОЛОВЫМ, (еще одна цитата из нашего препаратора) - "не заслуживает упоминания".

И от себя: чем больше мы узнаем, тем больше понимаем, как мало мы знаем.

Спасибо, если дочитали до конца.

Ски-Роллер Сервисный Центр "МОСКИТ" - 8 лет на Российском рынке горнолыжного сервиса. Консультации по экипу бесплатны.

P.S. Ремейк советского анекдота на тему "скрипка Страдивари и револьвер Дзержинского":

Победителю любительских горнолыжных соревнований вручают
крепления TURBO Selective Conrol.  Победитель от восторга рыдает.
- Ты чего это? - удивляется папашка, жэковский слесарь-водопроводчик.
- Папань! А если б тебе ЖЭК вручил
  гаечный ключ
  из нержавеющей стали
  на три четвери дюйма,
  с самоустановкой?

В защиту Леши Соколова. "О праве чайников на самообучение"

Александр Демянюк

Ни в коем случае не ставя под сомнение компетентность и литературные способности г-на Гусева, мне все-таки хочется сказать несколько слов в защиту Леши Соколова, незаслуженно (как мне кажется) обиженного. Однако, не обладая таким, как у г-на Гусева, опытом в жанре беллетристики, я не решился на написание эссе, а ограничился всего лишь тезисами, кои и выношу на паутинное обозрение.

Итак:

  1. Без сомнения, г-н Гусев много образованнее и опытнее, чем любой из RASCа. И, читая многие материалы на сервере, вполне может позволить себе профессорское хмыканье при виде резвящегося молодняка. Однако сарказм по поводу статьи Леши имхо столь же неуместен, как хохот пожарного, приехавшего к сгоревшему дому и увидавшего старушку с ведром, тщетно пытавшуюся до этого потушить свое жилье. Поясню: многое г/л снаряжение (и не только оно) остается для начинающих г/лыжников тайной за семью печатями в силу того, что подавляющее большинство людей приобретают его у некомпетентных продавцов, единственный совет которых "Вам нужно именно это!". RASC считает заполнение подобных пробелов одной из своих главных целей. И статья Леши Соколова в полной мере способствует ее достижению.
  2. Как показывает мой небольшой жизненный опыт, в человеке очень редко уживаются знание и желание им поделиться. Классный катальщик не тратит свое время на обучение чайников, гениальный музыкант не учит детей музыкальной грамоте. Конечно, в жизни не обходится без исключений, однако они так редки! Именно поэтому ни одна из статей на сервере не претендует на всеобъемлемость, равно как и Леша имхо не претендовал на роль эксперта по г/лыжным креплениям.
  3. Г-н Гусев не ставит своей целью рассказать что-то важное RASCу, а использует свои знания исключительно как аргументы в полемике с Лешей. Почему? См. п.2. Статью о ремонте скользячки на сервер пишет не признанный эксперт и профессионал г-н Гусев, а Александр Михайлов, любитель. Почему?
  4. А потому, что ремонт базы для г-на Гусева . хлеб, и учить всех, как его печь . Суть лишить себя работы. Позиция по человечески понятная, но недальновидная. Ясно, что любитель никогда не удержит в голове столько информации, как профессионал. Ясно, что дома на коленке не отремонтируешь базу так, как в мастерской.
  5. Поэтому рискну дать Михаилу Васильевичу совет: Михаил Васильевич! Уважайте чужой труд, пожалуйста! Пусть даже человек менее сведущ в данном вопросе, чем Вы, однако он совершенно бескорыстно потратил свое время и рассказал, что он знает. Вы напишите бесплатно статью о г/л снаряжении? Сомневаюсь., но буду рад ошибиться.

PS Михаил Васильевич, а Вы потёкший кран дома сами ремонтируете или слесаря-водопроводчика из ЖЭКа вызываете?:-)

М.Гусев

К статье на статью о статье Леши Соколова ("и завязалась у них дискуссия")

На поставленные вопросы - положенные ответы...

Александр (извините, не знаю отчества)!

Если в моем разборе чисто технических (о литературе - ни слова!) ошибок "препаратора", претендующего на обучение - не на самообучение!, кто-то увидит "профессорское хмыканье", значит я и "кто-то" потратили время зря.

По п.3 Вашего комментария: я, как автор отзыва, ставил своей целью рассказать "любому из RASC'а что-то важное" о современных горнолыжных креплениях, а не о себе. И, подобно Вам, сделал это бесплатно. Если не удалось, см. четырьмя строками выше.

По п.5. Уважаю Ваш, Александр, труд - прочитали мой комментарий до конца. Жаль, что прочли не очень внимательно - см. последнюю строку - "констультации по экипу бесплатны". Можете придти, удостовериться.

С уважением к Александру и всем участникам дискуссии о горнолыжных креплениях! (Про хохочущих пожарников - понравилось. А старушку жалко!).

Ссылки

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2016

Вход | Регистрация